Конные скачки — неразделимая общая традиция наших предков казахов. Если где-то проходили скачки, куда ухо не слышало и глаз не видел, любой казах имел право выставить своего коня. Крупные и мелкие конные скачки завершались самым зрелищным — аламан байгой. Великий певец Дюльдуль Акын Ильяс Жансугуров, наверное, поэтому пел: «Поев ас, умчавшись на коне». Никто не мог ограничить участие в скачках на ас и той.
Даже в советское время, когда посягнули на наши национальные традиции, конные скачки не пострадали. Снова обратим внимание на эти строки из чудесной поэмы Ильяса «Кулагер»:
Сегодня у меня есть и автомобиль, и конь,
И мой самолет может выиграть приз на скачках.
У нас нет грязного аса Сагыная,
Мой конь будет скакать на октябрьских праздниках.
Да, в советский период праздник Октября, День Великой Победы ни разу не проходили без конных скачек — это историческая правда. Позже стали проводить скачки и на национальные праздники. Последний легендарный скакун Аксуатского края — Еркежирен — показал свое мастерство на национальном празднике.
В наше время, когда мы, получив суверенитет, бросаем шапки в небо, конные скачки — спорт номер один у казахов — стали предметом торга для некоторых. Как говорится, «бедняк завидует асу богача», но на тоях, которые устраивают другие, чтобы выставить коня на скачки, нужно заплатить «вступительный взнос». Если у тебя нет денег, твой конь не выйдет на старт. Раньше мы часто слышали поговорку «У деревенской собаки хвост загнут», теперь, наверное, будем слышать и «Дорога деревенской лошади открыта». Сейчас, если в одном ауле проходят скачки, появилась плохая привычка не допускать к участию скакунов из соседних аулов. На мартовском празднике в этом году аул Кокжыра проявил «неверие», не допустив коня из соседнего аула Екпин к скачкам.
На великих асах наших предков, где «кумыза было как озеро, а мяса как горы», никогда не было «вступительного взноса». Например, есть легенда, что на асе знаменитого Сагыная скакало 1300 лошадей. Если бы знаменитый пан Нурмагамбет из рода керей, который устраивал ас для своего отца, взял бы вступительный взнос в одну лошадь с каждой, как это делают сейчас, он собрал бы 1300 лошадей. Но наш предок казах никогда не прибегал к такой бесчестности и не допускал ее. Если не было асов или тойев, любители лошадей объединялись и сами, по мере возможности, собирали деньги и устраивали скачки. Конечно, в таком случае тех, кто не внес деньги, не допускали к скачкам. И никто не обижался.
Сейчас многие любители лошадей ставят на главный приз скачек автомобиль. Те, кто платит вступительный взнос, тоже из их числа. Они даже окупают стоимость подаренного автомобиля за счет участников скачек. Такой ложный ажиотаж, превращающий конный спорт в торговлю, приносит больше вреда, чем пользы. Лучше не превращать конный спорт — самое священное искусство наших предков казахов — в торговлю. Сохранение национальных традиций, как зеницу ока, должно стать великим долгом нынешнего поколения.
Мейрам ОРАЛОВ,
журналист.
Восточно-Казахстанская область,
Тарбагатайский район,
село Аксуат.