«Кто думает о годе, тот сеет пшеницу, кто думает о десятилетии, тот сажает деревья, кто думает о вечности, тот сеет зерно добра в сердцах своего потомства», как говорится, добро, благочестие – это религия. Наш предок Абай говорил: «Если ты верующий, прежде всего будь благочестивым, вера открывает человеку путь» – призывал людей к милосердию, братству, патриотизму.
Сами мировые религии (буддизм, христианство, ислам) основаны на духовных ценностях, призывающих людей к милосердию и прощению, терпению и выдержке. Тем не менее, в настоящее время появляются деструктивные группы, прикрывающиеся именем ислама, одной из благородных религий, призывающих к добру, чистоте, человеколюбию. Одной из таких заблудших групп, прикрывающихся именем ислама, является салафизм. Если говорить об этимологии слова «салаф», оно означает «предшествующие», «прежние». То есть мусульмане, видевшие Пророка Мухаммеда, называются сподвижниками, мусульмане, видевшие сподвижников, – табиинами, а мусульмане, видевшие табиинов, – табага-табиинами. А эти три поколения, то есть сподвижники, табиины, табага-табиины, называются «салафами». К вышеупомянутым трем поколениям можно отнести ученых VII, VIII, IX веков, таких как Имам Абу Ханифа, Имам Тахауи, Имам Шафиги, Имам Малики и др. История свидетельствует, что вышеупомянутые три поколения были истинными мусульманами.
Но действительно ли те, кто называет себя салафитами сегодня, являются «салафами»? На самом деле, те, кто сегодня считает себя салафитами, на самом деле являются ваххабитами. Мухаммед ибн Абдулвахаб (1704-1787) в XVIII веке был одним из основателей течения салафизма. В своих трудах Мухаммед ибн Абдулвахаб обвинял в неверии тех, кто не верил так же, как он, и призывал к вооруженному джихаду. Те, кто считает себя «салафами», превратили в лозунг такие фундаментальные религиозные идеи, как призыв к единобожию Аллаха, очищение нашей религии от нововведений (бидга), жизнь в соответствии с религией, как в средневековье, объединение арабского мира, и отвратили многих людей от прямого пути, пролив кровь невинных мусульман. Хотя основатель течения салафизма Мухаммед ибн Абдулвахаб на практике следовал мазхабу ханбалитов, в акыде (вере) он не следовал религии по мазхабу ханбалитов.
По этой причине их религиозное мировоззрение радикализируется и наносит вред обществу. Потому что Мухаммед ибн Абдулвахаб в своих трудах «Китаб-ут-таухид» (Книга единобожия), «Кашфуш-шубухат» (Разъяснение сомнительных вопросов) и «Китабул-усулис-саляса» (Книга трех основ) приравнивает наши древние традиции, национальные ценности, историко-духовные памятники, национальные и государственные праздники к ширку и хараму, отравляя сознание молодежи.
Тем не менее, как и любое течение, со временем разделяющееся и распадающееся, салафиты также разделяются на несколько групп по политическим вопросам. Несколько причин способствовали их такому разделению. Например, по вопросам, касающимся как акыды (веры), так и политики, таким как «является ли неверующий неверным или мусульманином?», «можно ли заключать союз с неверными или нет?», «подчинение правителю», «поддерживать или не поддерживать политику царя?», они не смогли договориться и разделились на «мадхалитов», «суруритов», «такфиритов». То, что представители данного течения, имея общих учителей и литературу, обвиняют друг друга в заблуждении и неверии, считая только себя мусульманами, идущими по прямому пути, чуждо истинной исламской религии. А такое понимание, как сказал западный ученый Э. Трельч, «характерно для религиозных течений: они считают правильным только свое верование и живут в изоляции от общества». Можно понять, что салафиты, стремящиеся жить как люди средневековья вместо того, чтобы жить в соответствии с современностью и в изоляции от общества, являются односторонним, радикальным религиозным течением. Радикальные действия салафитов были доказаны террористическим актом в городе Актобе в 2016 году. Глава государства Нурсултан Назарбаев заявил, что в этом кровавом событии виноваты салафиты, представители нетрадиционных религиозных течений. После слов Главы государства представители салафитского течения в нашей области скрывают свои убеждения, одни синтезируются в васатия, другие – в ханафиты. Тем не менее, салафиты набирают новых сторонников через мессенджеры «ВКонтакте», «Facebook», «WhatsApp». Я считаю, что граждане, интересующиеся религией, должны получать религиозную информацию с официальных сайтов и от имамов, чтобы не поддаваться влиянию салафизма или других деструктивных религиозных течений. Среди официальных сайтов можно назвать «kazislam.kz», «azan.kz», «muftyat.kz», «hibatulla.kz» и др.
Кроме того, чтобы окончательно победить салафитов, мы должны бороться как нация. Потому что идеология салафизма – это вирус, приносящий вред человечеству. Антивирусом против этого вируса является традиционное религиозное мировоззрение наших предков. Чтобы понять традиционное религиозное мировоззрение, нет необходимости читать тома религиозной литературы. Наши предки передавали религию тремя словами: «стыдно», «грешно», «воздастся». Мы не ошибимся, если скажем, что эти слова имеют глубокий смысл и полны нравственных, воспитательных, добродетельных ценностей. Наш предок Абай в своих стихотворных строках:
Любовь и Создатель создал человека,
Ты тоже люби того Аллаха, что слаще души.
Люби всех людей, обнимая их,
И это есть путь истины, справедливый.
Эти три любви – цветы веры – призывал любить Аллаха, человека, справедливость. Наш предок Абай, говоря о любви к человеку, особо подчеркивал необходимость любить людей независимо от их расы, религии, национальности.
Ураза, намаз, зекат, хадж – бесспорные дела.
Если ты хорош, то цени все без исключения.
Не утвердив первые три, последние четыре
Не принесут плодов – он донес, что нужно не учить человека служению, а объяснять и вкладывать в сознание истинные ценности религии. Если бы мы воспитывали подрастающее поколение по методу нашего предка Абая, было бы много духовно богатых, верных своей религии, крепких в своей вере молодых людей.
Жакипов Ерзат,
Заместитель руководителя Центра изучения проблем религии акимата Жамбылской области
Национальный портал