«Где есть жизнь, там есть и смерть. От смерти не уберегся даже Пророк», – говорят старшие. Проводить покойного в последний путь согласно шариату – великий долг, последнее служение живых умершему. Забрасывая землю в могилу, люди выражают свое доброе намерение, чистоту помыслов, благодарность духу предков, знак прощания. Пожилые люди желают: «Пусть земля будет дарована мне от моих детей, близких, родной земли». Пожелание «Пусть твоя земля будет плодородной» обращено к покойному, преданному земле.
Мы видим, что обряд погребения умершего издревле сложился в соответствии с правилами шариата и особенностями национальных традиций. Однако мы также становимся свидетелями неприятных зрелищ, происходящих в такие моменты. Что это за неприятные ситуации? Когда забрасывают землю в могилу умершего, местные имамы предупреждают: «Не наступайте на землю и лопату ногами, не говорите бессмысленных слов у могилы». Почему-то мы не соблюдаем такие предупреждения и правила представителя духовенства. Они выходят из головы. Бывает, что мы наступаем на свежую землю, выкопанную из могилы, и забираемся на ее вершину.
Еще один наш вопиющий недостаток – когда забрасывают землю в могилу, сотни людей набрасываются на нее одновременно и в какой-то момент, по человеческой слабости, спорят, чтобы не остаться ни с чем. Те, кому удалось забросить два-три лопаты земли, затем с трудом пробиваются сквозь толпу, чтобы выйти. Один наступает на ногу другому. Хоть и не рвут одежду, но пуговицы слетают. Представьте себе, как сотня человек спорит за четыре-пять лопат земли одновременно. Это ужасно. Мы не раз видели, как люди спорят из-за лопат у могилы, хоть и не рвут лица, но ссорятся. Даже если видим, молчим, держим в себе. Кто там будет кому давать советы.
Когда я недавно присутствовал на похоронах одного уважаемого человека, такая же неприглядная и не соответствующая обычаям картина повторилась. Кажется, дурная привычка въелась в кости. Увидев это, один старый аксакал сказал:
«Эх, мирская жизнь, вот что значит спорить из-за земли». Ну что ему делать, он говорит это от души, от переполнявших его чувств.
Расскажем и о другом, что мы видели. В прошлом году мы участвовали в похоронах в одном селе Зайсанского района, забрасывали землю в могилу нашего дорогого свату. Удивительно то, что там, в отличие от нас, порядок и организация у могилы совершенно другие. Собравшиеся, чтобы забросить землю, стоят в пяти-десяти шагах от могилы, соблюдая порядок. Никто не наступает другому на ногу, никто не спорит из-за лопаты. Никто не говорит мирских слов и не шумит. Человек, забросивший землю, кладет лопату на землю и спокойно отходит в сторону, следующий человек подходит и берет лопату. Нет споров, нет ссор. В этом и заключается человечность, богобоязненность, уважение, уважение к покойному и его оставшимся родственникам. Увидев это, радуешься зайсанцам. Ах, как было бы хорошо, если бы такой порядок установился не только у нас в Аксуате, но и повсюду. Почему бы и нет, хочется верить, что он установится. Или вы думаете, что наши земляки не ездили в тот Зайсанский край, не видели там порядка погребения? Все зависит от нас самих.
Хамза САТИЕВ,
Почетный журналист Казахстана.
Восточно-Казахстанская область,
Тарбагатайский район.
Национальный портал