Казахские батыры, ставившие судьбу народа превыше всего, стремившиеся к единству нации и целостности земли, возвышались до уровня национальных героев на каждом этапе казахской истории. То есть, они были национальными героями. Существуют тысячи батыров, чьи имена остались в истории, возвысившись до уровня национальных героев и став легендарными.
Прежде всего, говоря об определении национального героя, исторически народ сам присваивает такой национальный, героический статус человеку, который совершил действия, имеющие огромное значение для нации, народа, или сыграл особую роль в судьбе народа в критические исторические моменты. В разные периоды казахской истории граждане, участвовавшие в таких событиях огромного народного значения, или руководившие ими, выступавшие в роли организаторов, дипломатов или проявившие исключительное мужество, назывались народными батырами. Они назывались национальными героями. К счастью казахской нации, в каждом веке рождалось множество храбрых сыновей и дочерей, батыров. Благодаря им нация выживала.
Традиция героизма, начавшаяся с Керея и Жанибека, основателей Казахского ханства, продолжалась и передавалась из поколения в поколение. Ни пядь казахской земли не отошла врагу благодаря этим батырам. От эпосов и дастанов жырау, дошедших до наших дней, таких как «Алпамыс», «Кобланды», «Камбар батыр», «Ер Косай», «Ер Кокше», «Ер Сайын», «Ер Таргын», «Култегин», «Сорок батыров Крыма», до дастанов «Сураншы батыр», «Отеген батыр» поэта-эпика Жамбыла, жившего в прошлом веке, и «Науан батыр» К. Бекхожина, все эти произведения, основанные на образе батыра в народных верованиях, отражают его личность. Естественно, что в Казахстане на вопрос «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?» звучал уверенный ответ: «Я стану батыром!».
Наши батыры-предки, преодолев множество войн, защитили силой своих рук и остриями своих копий нашу нынешнюю необъятную землю, благословенное жилище, нашу родину, и оставили ее нам в наследство. Среди батыров, которых народ вознес на пьедестал, чьи имена стали легендарными за их труд, особенно выделяются Кабанбай из рода Каракерей, Богенбай из рода Канджигалы, Наурызбай из рода Шапырашты, бывшие главными полководцами хана Аблая. Также в их ряду стоят такие казахские батыры, как Карасай и Агынтай, Санрык и Тайлак, Отеген и Сураншы, Сенкибай и Шоибек, Малайсары и Райымбек, Болек и Сатай, Жанибек и Тлеуке, Кылышбек и Эстенбек, Эсенкул и Сыпатай. А также, из более позднего времени, борцы за национальное освобождение Исатай Махамбет, Сырым, Амангельды. Поэтому историческое место этих выдающихся батыров в судьбе народа и значение их героических походов не забывались ни на мгновение на протяжении многих веков. В целом, истории о выдающихся батырах, упомянутых здесь, или о других многочисленных национальных героях разных веков и судеб, были переданы нам в виде легенд и рассказов из уст в уста.
Оценивая ценность независимости, мы должны глубоко ценить подвиги казахских батыров, их исторический героизм.
Мы обязаны знать, что обширная казахская земля, спасенная казахскими батырами силой их рук и остриями их копий, является главным благом, оставленным нам, нынешнему поколению, в наследство. Все богатства, находящиеся в недрах этой священной земли, орошенной кровью казахских батыров, – это еще одно сокровище, завещанное нам этими батырами. Мы обязаны беречь это сегодня, как зеницу ока. Говоря о казахских батырах и их историческом месте в судьбе народа, мы, прежде всего, должны поставить на первое место идею любви к родной земле, к Отечеству, уходящую корнями вглубь веков. Ни одно народное наследие о батырах не обходило эту идею стороной. Идея защиты и сохранения родной земли, передачи ее будущим поколениям, единства и согласия народа – это золотая нить всех исторических наследий, дошедших до нас.
Карлыгаш Акылбекова