Однажды мы с другом пошли к банкомату. Тогда мой друг был так удивлен, что я выбрал казахский язык в банкомате, что его глаза стали как у динозавра, вымершего 1 000 000 лет назад.
Позже, когда он знакомил меня со своими друзьями, он в шутку представлял меня как «парня, который выбирает казахский язык в банкомате».
Тогда я не придал этому большого значения. Но со временем я убедился, что 99% моих друзей, родственников и вообще всех окружающих меня казахоязычных людей выбирают русский язык в банкомате. Среди этих людей немало тех, кто переживает за казахский язык.
Но почему важно выбирать казахский язык? А вот почему. Как человек, хорошо разбирающийся в банковских системах, скажу вам. Каждый банк, в целом каждый здоровый бизнес, создает для себя «портрет потребителя». Что это? Это средний возраст потребителя, его пол, его геолокация, его язык и тысячи других характеристик, описывающих потребителя. Хотите вы того или нет, каждый бизнес относит вас к той или иной группе, осуществляя сегментацию. Например, в «Kaspi Bank» обслуживаются в основном физические лица, в «Казком» — в основном бизнес-учреждения, а в «Народном банке» — в основном пенсионеры и сотрудники государственных учреждений.
Точно так же, если в сети ВКонтакте в основном сидят подростки, учащиеся в школе и университете, то в сети Facebook в основном находятся взрослые люди.
Таким образом, соответственно, выбирая русский или казахский язык, доля казахскоязычных и русскоязычных потребителей в банке меняется. А теперь вопрос: каждый из вас, выбирая русский язык, довел долю русскоязычных среди потребителей в банке до 95%, а казахскоязычных потребителей осталось 5%. Чьи интересы будет пытаться защищать банк? Чье мнение будет учитывать?
«Ты казахскоязычный потребитель? Кто ты такой, даже если ты исчезнешь, мы и не заметим», — может сказать банк.
Честно говоря, я устал бороться с каждым банком по языковому вопросу. Потому что они показывают мне статистику: 95% пользуются русским, зачем ты нам голову морочишь, как бы говорят они.
Поэтому, всегда помните, что, выбирая русский язык в банкомате, вы отодвигаете долю казахского языка.
После этого мы, казахи, обижаемся, что компании не ценят казахский язык.
В целом, это касается не только банкоматов, но и всех видов услуг.
Из записи Гани Мырзамуратова в Facebook