ru.ult.kz
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
ru.ult.kz
No Result
View All Result

Главная страница » Культура » Тұлпардан тұғыр озған заман болды

Тұлпардан тұғыр озған заман болды

Редакция Ult.kz by Редакция Ult.kz
3 февраля, 2018
in Культура
0

Накануне Учредительного съезда Союза писателей Казахстана

Да, Несипбек Айтұлы начал, а «Жас алаш», один из столпов нашей национальной прессы, поддержал, и под рубрикой «Накануне Учредительного съезда Союза писателей Казахстана» предпринял благое дело. Само начало его статьи «Накануне съезда есть много мыслей для обсуждения» не должно оставлять равнодушным никого, кто хочет внести свой посильный вклад в казахскую литературу и обеспокоен ее нынешним состоянием. Увы, лишь одно огорчает: из этой статьи Несипбека «Нужен глаз, который видит слово» мы не смогли найти ни слова о положении современной казахской литературы и ее родного дома – Союза писателей. Вместо этого статья детально разобрала все недостатки в стихах Аманхана Алимұлы, поэта, который, так или иначе, занимает свое место в современной поэзии, подобно тому, как финансовая полиция выстраивает в ряд деньги, украденные коррупционером.

По правде говоря, любой, кто ищет, может легко найти множество недостатков и нелепостей в каждом стихотворении тех, кого называют мудрецами, провидцами, великими поэтами, главными поэтами, даже если они сами не читают, а лишь слышат друг от друга. Подобно тому, как драгоценный камень под названием золото на Земле не встречается в 100% чистом виде, так и в стихах бывают хорошие, средние (не посредственные!) и плохие. Но если бы Несипбек, начавший свой рассказ словами «Накануне съезда писателей есть много мыслей для обсуждения», действительно был носителем глубоких мыслей и высокого интеллекта, он бы не ограничился перечислением недостатков в стихах одного человека. Увы, этот наш поэт, чье имя, с трудом полученное им, сопровождается званием лауреата Государственной премии, достиг лишь такого уровня понимания литературы, особенно поэзии. Разве мало проблем в современной литературе, в том числе в поэзии? Давным-давно А. Чехов в письме к беллетристу В. Тихонову писал: «Поздние поколения будут называть нас не Чеховым, не Тихоновым, не Короленко, не Щегловым, а «людьми восьмидесятых годов» или «поэтами конца XIX века». Как бы то ни было, если бы друг Несипбек в этой статье рассказал, какую поэзию оставляют нынешние писатели будущим поколениям, как среди них присуждаются различные премии и награды, особенно звание лауреата Государственной премии, и кто и какими методами их получает, даже как он сам его получил, мы бы сказали: «Браво! Настоящий поэт должен говорить так, как есть». Говоря об истине, по словарю В. Даля, истина – это благо разума человека. Священная религия ислам ценит правдивость как высшую вершину человеческих качеств. А человек, считающий себя поэтом, обязан говорить только Истину, Правду, Реальность о явлениях жизни, которые искренне трогают его сердце и душу. Увы, наша современная поэзия стала добычей пустых, хвастливых слов, голой похвалы, а если говорить прямо, то стихотворцев-жуликов и любителей славы. Этому падению нашей современной поэзии особенно способствуют премии и награды, такие как премия «Алаш» (которая сама называется международной!), которая вручается более чем 40 людям в день, без учета каких-либо требований и критериев к стихам, без строгой фильтрации и тщательного обсуждения произведений. Обычно люди, лишенные таланта и дарования, искусно владеют всевозможными уловками и хитростями, чтобы получить звания и награды. А сегодня, когда я вижу 4-5 граждан, ставших лауреатами Государственной премии, разъезжающих по стране, проводящих вечера, купающихся в роскоши, ездящих на машинах, подаренных акимами областей (можно назвать их имена, если спросят!), мне становится одновременно смешно и жаль этих бедняг. Среди них есть и тот, кто, прикрываясь именем нашего Елбасы, выдал себя за старейшину Касыма Кайсенова, известного всему казахскому народу, и сказал: «Я болен раком, врачи дали мне всего 5-6 месяцев жизни, умру я от рака или повешусь, но если я в этот раз (он до этого минимум 5-6 раз претендовал на звание лауреата, но не получил его) снова не получу звание лауреата Государственной премии, я повешусь», чем шокировал всех. Глядя на них, сердце сжимается от мысли, что человек, особенно тот, кто считает себя поэтом, готов пожертвовать своей честью ради звания «лауреат». И чтобы привести в порядок это упавшее настроение,

Поддерживая и направляя,

Честь – истинный наставник,

Продающий эту честь

Лишь деньги, – так, написав шутку, утешаешь себя. Друг Несипбек высмеял некоторых как «классиков», поддерживающих Аманхана. По правде говоря, только те, кто благодаря таким уловкам, хитростям, привлечению старейшин и симуляции рака стали лауреатами Государственной премии, выступают на собраниях и поминках, как «классики», и участвуют в телепередачах с женами, детьми и родственниками.

А как же Несипбек Айтұлы, который выступил с инициативой высказать различные мысли накануне съезда, стал лауреатом Государственной премии? «Произведения», представленные другом Несипбеком на соискание Государственной премии, неоднократно признавались недостойными этого звания, и он возвращался ни с чем. Конечно, настойчивость и упорство – это хорошо. Но в те времена я сам чуть было не назвал упорство Несипбека образцом самоотверженности и отчаянности. Почему я так говорю? Однажды он написал в газете «Жас Алаш» статью, полную слез и горечи, о том, что и мы получим Государственную премию после смерти.

Приглашая, надеясь на будущее,

Изливая мысли о лауреатстве,

Любители премий всегда

Проходили в слезах, – мы тоже чуть не заплакали вместе с ним.

Как сказал один поэт: «Я из тех, кто плачет даже от легкого счастья», Несипбеку, возможно, и не зазорно плакать. Ведь поэт – это человек эмоций. Но то, что он написал такую жалобную статью в связи с присуждением звания лауреата Государственной премии Жумекену Нажимеденову, поэту-мыслителю с глубоким умом, яркому светилу казахской поэзии, который давно ушел в мир иной, было невыразимо стыдно. А в начале этой статьи он, упоминая Абая, Ильяс, Магжана, добавляет к ним «М. Магауина и Толена», забывая о Жумекене. Не знаю, каков был его поэтический уровень тогда, но его нынешние и прежние сочинения переполнены искусственными лозунгами, пафосом и кампанейщиной. Нетрудно заметить, что его «произведение», принесшее ему Государственную премию, также склоняется к воспеванию подвигов предков определенного человека, даже Наурызбая. Посмотрите, как он сам ценит свой совет, данный Аманхану, «поэт должен не поддаваться дешевым словам, а плести бусы из жемчужных слов»:

Грохотала Алабы Алатау,

Гремели имена батыров.

От славы Сабалака и Наурызбая

Дрожали колени врагов.

Бог, разгромивший ойратов,

В конце концов, заставил их реветь в пустыне.

Назвав землю «Аңырақай»,

Затихли, уныло лежа на своей земле.

Человек, понимающий силу стиха, способного заставить плакать или купаться в радости, назовет ли эти «грохотала», «гремели», «дрожали», «Бог, разгромивший», «заставил реветь», «уныло лежа» – безвкусные слова, которые потеряли свою силу, поэзией, Истиной, сказанной от всего сердца поэта? Или

Все джигиты, следовавшие за ним, были вожаками,

Их подвиги будут известны, когда они получат ранения.

Их кровь кипит в ожидании схватки,

Жонгарские воины почувствовали боль в своих телах, –

Эти строки, кроме Несипбека, вряд ли кто-то еще напишет, говоря «не поддаваться дешевым словам, а плести бусы из жемчужных слов». В каком обществе, в каком государстве нужно жить, чтобы писать такие примитивные, такие грубые произведения и стать лауреатом Государственной премии? Вот о чем должен был бы говорить поэт Несипбек, начиная статью накануне съезда писателей: о таких пороках современной литературы, как «кумовство», «связи», «блат», а также о чистоте души и чести, присущих поэтам. Но, возможно, зная, что одна сторона палки ударит его самого, Несипбек уклонился от затрагивания таких масштабных проблем.

Поэт, начавший свое выступление накануне съезда, должен был бы лучше говорить о другом большом несчастье современной поэзии – о поклонении кому-то или чему-то, о лести, которая захватила современную поэзию. Правда, в давние времена были те, кто писал стихи, посвященные Ленину, Сталину, коммунистической партии, называя их «Золотым законом», «Вождем солнца». Но по сравнению с нынешними стихами некоторых стихотворцев (мы называем их так, потому что язык не поворачивается назвать их поэтами), посвященными богачам и толстосумам нашего времени, те стихи кажутся простым выражением благодарности Ленину и Сталину. А некоторые чрезмерные, хвастливые слова, посвященные нашему Елбасы, если бы он сам их прочитал, могли бы вызвать у него гнев, и он мог бы даже сказать: «Верните Государственную премию, присужденную за это». Да, как говорится, «деньги – единственное, что продает честь», кажется, у наград есть какая-то магия, которая делает человека жадным. И сейчас в Казахстане есть группа людей, которые не возвращаются с пустыми руками с различных конкурсов, премий, фестивалей. Если Несипбек – один из них, то он стал победителем прошлогоднего конкурса «Рух». Его скакун, опередивший многих других талантливых поэтов, получил главный приз, и его произведение называется «Песнь возрождения». Читая его, мы едва не простонали: «Боже мой, хотя справедливость, эта слабая бедняжка, никогда не воцаряется на земле, нельзя же так осквернять и насиловать поэзию, эту чистую красавицу». Когда мы увидели, что поэма, лишенная красоты, художественности, мастерства, искренности, живописности, присущих этому чистому жанру, и, наконец, правдивости, присущей поэту, состоящая из необоснованных слов, криков, пустых лозунгов и похвалы, и, как следует из названия, являющаяся лишь пустым эхом, стала победителем, у нас не осталось ничего, кроме как сказать: «Эх, настали времена, когда осёл обогнал скакуна». Правда, в этом произведении, от начала до конца, упоминается имя Елбасы. Здесь невозможно детально анализировать это сочинение, названное поэмой, как Несипбек разбирал каждое слово Аманхана. Ведь это – от начала до конца лишь собрание избитых и пустых лозунгов, связанных с нашей историей, независимостью, прошлыми временами, таких как «смута», «один казах копал могилу другому казаху», «новый век, рожденный из пуповины свободы», «если судьба разгневается, ее хмурые брови, ее черные тучи еще могут сгуститься над небом», а также дешевых советов типа «не будем делать так, а будем делать так». То есть, это произведение, которое никак не связано с поэмой. Здесь лишь собрание слов, построенных на рифме, таких как:

Радость моя озарила шанырак светом,

Прояснила синее небо души,

И, взмывая, мой Байтерек еще выше

Покрылся листвой,

или

«Я вместе со всеми достиг вершины мечты, мой незыблемый столп в центре моего благополучия», «Сын рождается от отца, и нет недостижимой высоты, если поставить знамя», – эти строки, как стрелы лука, одна смотрит на холм, другая – на Сыр, не имеют никакого отношения друг к другу, и являются лишь собранием слов, построенных на рифме. Хотя в последние годы значительно увеличилось число пишущих такие бесполезные произведения, которые обесценивают казахскую поэзию, они также приобрели порочную привычку неуместно вставлять имя Елбасы в свои произведения. Мы и раньше замечали, что господин Несипбек, открывший нам путь к обсуждению этих вопросов, является одним из тех, кто мчится впереди них. А когда мы прочитали эту «поэму», мы убедились в правильности наших мыслей. Несипбек Айтұлы, украсив свое произведение такими «бусинами, сплетенными из жемчужных слов», как он сам говорит: «Елбасы определил мой путь, провел ночь, не смыкая глаз», «Елбасы предвидел будущее, не зря была обновлена столица», «Елбасы высказал свою гениальную мысль, словно дал светильник в руки в темноте», «Елбасы призывает нас беречь свою государственность, постоянно вбивая это в уши», «Если бы Елбасы не привел нас в порядок, как бы мы вернули потерянное?», «Если бы Елбасы не встряхнулся сегодня, кто бы собрал ваши мысли, мой народ?», и закончил обращением к 18 миллионам народа:

Если хочешь взлететь высоко, вперед,

Приготовь свои крылья, чтобы они не устали,

Словно орел, встряхнись и обновись,

Будь спутником Елбасы, когда он взлетает.

Какие мысли у вас возникли, когда вы увидели это? Во-первых, в последних двух строках: «встряхнись, обновись» – кому он это говорит, народу или Елбасы? Если он говорит народу, то что значит «будь спутником Елбасы, когда он взлетает»? Эй, если он сам встряхивается, сам обновляется, сам взлетает, то разве 18 миллионов народа, идущие вперед, не будут просто стоять рядом с одним человеком, то есть с Елбасы? А если взлетает только Елбасы? Сможет ли такой огромный народ взлететь вместе с ним? Мы внутренне удивляемся, почему в стихах Несипбека всегда одна строка смотрит на холм, другая – на Сыр, повернувшись друг к другу спиной. Во-вторых, если бы кто-то, похожий на этого Несипбека, нашелся в России и написал бы такое стихотворение или поэму для президента Путина, вся Россия была бы осмеяна. Что бы с ним сделал сам Путин, одному Богу известно. А если бы такой стихотворец появился в Америке и написал бы для Трампа, не говоря уже о поэме, хотя бы два куплета хвалебного стихотворения, что бы с ним стало, – эта мысль снова тревожит нас. Да, как говорится, «деньги – единственное, что продает честь», кажется, у наград есть какая-то магия, которая делает человека жадным. И сейчас в Казахстане есть группа людей, которые не возвращаются с пустыми руками с различных конкурсов, премий, фестивалей. Если Несипбек – один из них, то он стал победителем прошлогоднего конкурса «Рух». Его скакун, опередивший многих других талантливых поэтов, получил главный приз, и его произведение называется «Песнь возрождения». Читая его, мы едва не простонали: «Боже мой, хотя справедливость, эта слабая бедняжка, никогда не воцаряется на земле, нельзя же так осквернять и насиловать поэзию, эту чистую красавицу». Когда мы увидели, что поэма, лишенная красоты, художественности, мастерства, искренности, живописности, присущих этому чистому жанру, и, наконец, правдивости, присущей поэту, состоящая из необоснованных слов, криков, пустых лозунгов и похвалы, и, как следует из названия, являющаяся лишь пустым эхом, стала победителем, у нас не осталось ничего, кроме как сказать: «Эх, настали времена, когда осёл обогнал скакуна». Правда, в этом произведении, от начала до конца, упоминается имя Елбасы. Здесь невозможно детально анализировать это сочинение, названное поэмой, как Несипбек разбирал каждое слово Аманхана. Ведь это – от начала до конца лишь собрание избитых и пустых лозунгов, связанных с нашей историей, независимостью, прошлыми временами, таких как «смута», «один казах копал могилу другому казаху», «новый век, рожденный из пуповины свободы», «если судьба разгневается, ее хмурые брови, ее черные тучи еще могут сгуститься над небом», а также дешевых советов типа «не будем делать так, а будем делать так». То есть, это произведение, которое никак не связано с поэмой. Здесь лишь собрание слов, построенных на рифме, таких как:

Радость моя озарила шанырак светом,

Прояснила синее небо души,

И, взмывая, мой Байтерек еще выше

Покрылся листвой,

или

«Я вместе со всеми достиг вершины мечты, мой незыблемый столп в центре моего благополучия», «Сын рождается от отца, и нет недостижимой высоты, если поставить знамя», – эти строки, как стрелы лука, одна смотрит на холм,

Previous Post

Дочь первого президента Узбекистана ушла с поста посла ЮНЕСКО

Next Post

Кто наследник традиций предков?

Next Post

Кто наследник традиций предков?

Свежие записи

  • Певец Торегали Тореали может вернуться испольнять айтыс 19 декабря, 2025
  • В Актобе скончались мать и младенец: родственники обвиняют сотрудников скорой помощи 19 декабря, 2025
  • В области Жетысу похищено более 212 млн тенге, выделенных на ремонт Дома культуры 19 декабря, 2025
  • Какими будут цены на жильё в 2026 году? – ответ эксперта 18 декабря, 2025
  • В Алматы на борту самолёта иностранные граждане устроили драку 18 декабря, 2025
  • В Семее мужчина вырвал у беременной женщины телефон и применил силу 18 декабря, 2025
  • Самолёт Air Astana с 138 пассажирами совершил вынужденную посадку в Дели 18 декабря, 2025
  • Девушка проткнула парня ножницами из-за сообщения в телефоне 18 декабря, 2025
  • Каким будет курс золота в 2026 году – прогноз эксперта 15 декабря, 2025
  • Курс тенге к доллару в 2026 году: прогнозы экспертов и неожиданные тренды 15 декабря, 2025

Рубрики

ULT TV U magazine Актуальное Без категории В мире Вторая Республика Год рабочих профессий Духовность Защита Интересное Комментарии Культура Национальная история Национальное искусство Общество Политика Постtimes Преступление Регионы Спорт Экономика и бизнес
Құрылтайшы: «Tengri Gold» ЖШС
2012-2021 © Ұлт порталы
ҚР Ақпарат және қоғамдық даму министрлігі Ақпарат комитетінің №KZ71VPY00084887 куәлігі берілген.
Авторлық және жарнама құқықтар толық сақталған.

Сайт материалдарын пайдаланғанда дереккөзге сілтеме көрсету міндетті. Авторлар пікірі мен редакция көзқарасы сәйкес келе бермеуі мүмкін. Жарнама мен хабарландырулардың мазмұнына жарнама беруші жауапты.

Рубрики

  • U magazine
  • ULT TV
  • Актуальное
  • Без категории
  • В мире
  • Вторая Республика
  • Год рабочих профессий
  • Духовность
  • Защита
  • Интересное
  • Комментарии
  • Культура
  • Национальная история
  • Национальное искусство
  • Общество
  • Политика
  • Постtimes
  • Преступление
  • Регионы
  • Спорт
  • Экономика и бизнес
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.

No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.