Один невежда доказывает, что Чингисхан был из рода Адай. Второй говорит, что из рода Жалайыр, следующий – из рода Конырат… Каковы их мотивы? В мире издано около 2700 художественных произведений, документальных и исследовательских работ о великом хане. Новизна уже открыта, самоотверженные братья!
Какое вам дело до того, в кого верит и на кого опирается один народ? Это не та личность, которая поместится в вашей маленькой родовой одежде, сшитой по вашим собственным меркам!
***
Говорят, что великий хан Жошы сообщил своему сыну Жошы о смерти Кетбуги-кюйши. Это, вероятно, достоверная информация. Ведь осталось произведение «Аксак кулан-Жошы хан», которое проникает в самую суть.
Насколько я знаю, Кетбуга было двое. Один был кюйши, другой – батыр, полководец. Я так говорю, потому что огромная монгольская армия покорила Персию и собиралась начать поход на Египет. Там во главе армии снова стоял Кетбуга. Это исторический факт.
А наши исследователи считают этих двух личностей одним человеком. Многое не сходится.
***
«Даже волк не причинит вреда своему товарищу». Эту красивую фразу сказали казахи. Она точно отражает благородный нрав и честность дикого зверя. А сколько предательства совершили казахи друг другу, сказав это. Парадокс!
***
Когда я был в Египте, я задал вопрос главному имаму мечети «Кайтпай», религиозному ученому.
— Уважаемый ученый, у меня давно мучает один вопрос. Без благоволения Аллаха даже травинка не сломается. Это правда? – спросил я.
— Вы правы.
— Говорят, что вся судьба человека записывается на его лбу при рождении по воле Аллаха.
— Альхамдулилла, так и есть.
— Неужели все человечество идет по этому пути? Следует ли оно этой линии?
— Такова реальность.
— Тогда ответьте, я против любого преступления, насилия. Но в жизни случаются разные вещи. Например, кто-то убил человека, пролил кровь. Мы наказываем его. За что? Разве изначально Аллах не написал ему совершить такое преступление? Он лишь исполнил это. Другой вины нет. В загробном мире Аллах ведь не выступит против своего приказа и не отправит этого преступника в ад?..
Ученый долго думал. Он посмотрел на меня испытующе. Поправил свой тюрбан. Я сам начал смущаться от своего вопроса.
— Конечно, я знаю о высшем и низшем разуме. Мы на низшей ступени…
— Вы правы, – сказал ученый, улыбаясь. – Но ваш вопрос уместен. Сколько дней вы пробудете в Каире?
— Всего два дня.
— Жаль, мало. В следующую пятницу здесь соберутся люди разных знаний. Если бы вы задали свой вопрос им… Вы бы получили один ответ. Не обижайтесь. Уезжайте с добрым сердцем.
На этом мы попрощались.
***
Как жалобны голоса сторожевых псов, облизывающих руки хозяина и лающих на двор…
***
У несчастного народа много героев. Они до сих пор видят в них защиту.
***
Говорят, что казахские бии пришли и спасли хана Абылая, который два года находился в плену у калмыков. Они победили Калдан-Серена словом и освободили его, говорят не кто-то другой, а наши историки. В такие моменты краснеет лицо от стыда. Значит, они не читали книгу Колесникова. Русские спасут, русские!
***
Череп хана Абылая, найденный на Туркестанском кладбище, был реконструирован российскими антропологами. Посмотрите на его скульптуру. Он очень похож на деревенских нескладных стариков. Насколько я знаю, это не череп легендарного Абылая!
***
Жил журналист и писатель из Торгая по имени Жуматай Сабыржанов. Он был близким по духу, высокодуховным человеком. Жаль, его жизнь была короткой. Его критический взгляд на это время, на общество всегда чего-то не хватало.
***
Умер один из близнецов. Говорят, один простодушный из нашего аула, увидев одного из них на улице, спросил:
– Кто из вас умер? Ты или он? – спросил он.
***
Когда городской ребенок приезжает в аул, это смешно, а когда сельский ребенок приезжает в город, он становится хитрым.
***
Легко носить мало ума. Наверное, поэтому этот парень постоянно трясет головой, я думаю.
***
Правильно бить железо, пока оно горячее, и пьяного, когда он пьян.
***
Есть красивые ручки. Когда видишь их – радуются глаза, когда держишь – руки. Но они не пишут. Чернила некачественные или закончились. Как некоторые мои старшие братья…
***
Политика нашей страны напоминает поведение женщины, вышедшей замуж много раз.
***
Какие же мы черствые люди, что ценим иноходца только когда он бежит, а хорошего человека – когда он умирает?!
***
Мы были в гостях. Наш брат гремел, как солнце, наша невестка играла, как молния, и мы с трудом вырвались из огня и воды.
***
Она была очень общительной девушкой. Особенно увлекалась иностранцами. Благодаря этому она и накопила богатство. Однажды она протянула мне свою книгу и попросила автограф. Я написал: «С благодарностью моей сестре-богатырке, которая сражалась с девятью турками, чтобы надеть шубу». Поставил свою подпись. Она поблагодарила и ушла.
***
Когда старцы чихают, кажется, что гора вот-вот развалится…
***
Во время поездки в Италию я встретил группу индийцев. Они пели и собирали милостыню в центре города. Женщины, мужчины, дети – все, все… Я долго стоял рядом с ними. Не было языка для свободного общения. Что можно сказать жестами? Тогда я сказал «Ай». Они тоже повторили это слово и указали пальцем на небо. Я начал перечислять: ата (отец), алма (яблоко), балта (топор), қайық (лодка), тау (гора). Те пришли в смятение и окружили меня. Они говорили со мной, как с родными. Мы попрощались с сожалением.
Действительно, мы ведь родственники.
***
Мышь тащит зерно в свою нору, а наши власти тащат деньги, которые попадают им в руки, за границу.
***
Мы говорим «Туркмен не уступает своего места». Нет, это не так. Когда они стелют большой текемет (войлочный ковер), они добавляют на него знаки каждого рода. Например, теке, затем джаумит… и так далее. Пришедший гость должен сесть на свой знак. Нельзя наступать на знак другого рода. Это неписаный закон!
Например, вы пришли в качестве почетного гостя. В белом шатре сидят одни туркменские старики. Никто из них не уступит вам место. Не посадят вас на свой знак. Тогда устраивайтесь рядом. Там лежит коврик из шкуры жеребенка. Вот в чем секрет этого слова.
Это тоже проявление единства рода.
***
«О, Боже! Спаси нас от дьявола, кометы и турок!» Молитва европейских народов XIV-XVI вв.
***
В это время у кого-то мысли о Байроне, у кого-то – о айране.
***
Имангали встретился и спросил, как дела.
Хорошо, – сказал я. – Одна моя нога на Жайыке, другая – в лодке.
***
Народ, находящийся на родовом уровне, не объединяется в нацию. В этом трагедия индейцев!
***
Сорок ворон каркали вокруг меня. Я хотел бросить в их середину камень. Я пожалел не их головы, а невинный камень.
***
Есть сказка, которую я слышал в детстве: «Две мыши спорили за добро одного богача».
Оказывается, сказка тоже находит отражение в реальной жизни…
***
Иногда я врываюсь и буйствую, как в кюе Курмангазы «Сарыарка». Правда, я знаю, что человек не может оторваться от земли и природы, где он родился.
***
Кто-то написал обо мне, и у него рот был полон черных и белых собак. Я очень обрадовался, подумав: «Вот это действительно собака!»
***
Туркмены очень бережно относятся к национальному достоянию. Они охраняют бренд день и ночь. Например, кем бы вы ни были, если вы влюбились в прекрасную туркменку. Захотели жениться. Извините, сначала вы заплатите правительству 50 тысяч долларов в качестве калыма. А с родителями и родственниками девушки договаривайтесь сами. Иначе девушки не будет. Ее не пропустят через границу. Точно так же ахалтекинцы и алабаи, ковры, украшенные тонкими узорами, пользуются таким же уважением. Вы не сможете просто так взять их с собой. Вот пример народа, уважающего себя.
А у нас? У казахов есть все и ничего!
Бери, вези, женись, уничтожай, наслаждайся! Кто тебя остановит?! Когда ты окажешься на голой земле, кому будет нужен твой разум?..
***
В 70-х годах прошлого века появилась ногайская поэтесса Кадырия Темирбулатова. Очень талантливая. Она была красивой, яркой девушкой. В Москве одна за другой вышли две ее книги, привлекшие внимание всей страны. Жаль… Она погибла внезапно, когда собиралась на фестиваль молодежи мира, на далекий континент. Как, спросите вы? Ночью заколотили двери и окна ее дома в Махачкале и сожгли ее заживо. Свидетелей и виновных нет. Все осталось тихо… Ушла моя ногайка!
***
В Москве я разговорился с одним туркменским парнем. Высокий, красивый. Они носят бороду, не давая ей расти ниже подбородка. Все ему шло. Он был бизнесменом. Наша беседа шла гладко.
– Ты наш племянник, но по происхождению казах, – начал он разговор. – Вы, народ, склонны к пустым разговорам.
Хотя я знал, что они люди слова, благородные, никогда не предающие, я обиделся.
– Говори с доказательствами.
– Расскажу, – сказал мой дядя. – В начале 2000-х я занимался бизнесом с одним казахским мужчиной. У нас все шло хорошо. Прибыль поступала. Когда дело дошло до принципиального вопроса, наши мнения разошлись, и мы поссорились. В пылу спора мой казах сказал: «Я убью тебя. Я выпью твою кровь!» Я был шокирован. «Убивай!» – сказал я и встал перед ним. Нет, он не убил. Я ждал. Потом, когда он пришел в себя, я спросил: «Почему ты не сделал того, что сказал?» Он ответил: «Эх, я просто хотел тебя напугать». Тогда я решил, что этот человек мне не товарищ, и отошел от него.
– Почему?
– Туркмены не говорят просто так. Если он сказал, что убьет врага – он должен убить. Если он этого не сделает, он получит прозвище труса. Никто не причислит его к людям. Он будет исключен из числа. Даже его собственная смерть может прийти от его же слов. Вот так, племянник! Нужно быть осторожным со словами.
Я молча признал.
***
В Махачкале (Дагестан) жил художественный руководитель ногайского ансамбля песни и танца Сражаддин Батыров. Он был настоящим джигитом. Сам певец, танцор и поэт. Мы познакомились и подружились во время его визита в Алматы.
– Беда постигла ногайцев. Нас осталось мало, всего шестьдесят тысяч. И те разбросаны по четырем регионам. Из города Минводы каждый день в течение пятнадцати минут передают новости на ногайском языке. Школ почти нет. Наш язык искажен. Наши девушки выходят замуж за кого попало. Мы одного рода, одного происхождения, почему бы вам не принять нас в Казахстан? Мы ведь на грани исчезновения. Почему ваши объятия, которые вы раскрываете для других, сжимаются, когда дело касается нас? Мои родные казахи…
Он плакал. Я не мог найти слов утешения.
***
Пророк Иисус сказал: «Бывали случаи, когда я дул на мертвого человека и вдыхал в него жизнь. Но ни одному глупцу, которого создал Бог, я не смог дать разума».
***
Сейчас мы спотыкаемся не о камни, а о образованных глупцов.
***
Разумный народ учитывает и своих глупцов. К какой категории мы относимся?
***
Все в руках богачей, а если у тебя нет и медной монеты, можно ли считать эту страну Родиной?..
***
Народ устал от тех, кто знает язык денег, но не знает языка людей.
***
Стыд – один. Лицо – два. Как это передать.
***
Стыд рождается вместе с человеком и умирает раньше него.
***
Стыд – не товар. Но дефицит!
***
Копающий могилу и избегающий головы имеют одинаковую награду.
***
Говорили: «Если казах разбогатеет, он возьмет жену». Нынешние новые казахи считают жену «движимым имуществом» и купили недвижимость.
***
Сколько еще мы будем плакать, глядя вперед, и смеяться, глядя назад?!
***
Национальная игра «Беги и прячься» в самом разгаре. Не видно ни конца, ни края.
***
Мы – потомки тех простодушных стариков, которые, толкуя «Если луна родится на спине, солнце будет холодным», бросали в нее палку со словами «Вот тебе!». Время – лиса. Кем мы будем, когда нас поймают?!
***
Собака умирает, съев иглу, волк умирает, съев пулю, жадный бизнесмен умирает, съев кредит.
***
Если кошка находила масло, она бегала, не зная, где его закопать. То же самое и с некоторыми клерками в министерствах – с утра до вечера они держат в руках два-три листа бумаги, заходят в каждый кабинет и так заканчивают рабочий день.
***
Избавились от застоя, но не избавились от пиров и свадеб.
***
Мы находим сегодняшний желудок слаще, чем завтрашний хвост.
***
К какой двери мы придем, столкнувшись с одними чиновниками, ослепшими от богатства богачами, рабами и слугами, серыми базарными торговцами?!
***
Как же поздно приходит правда, как и счастье!
***
Я поклонялся и восхищался. Пусть моя воля будет моей. Позвольте мне.
***
Если постоянно поклоняться учителю, нетрудно остаться тупицей.
***
Я жаждал свободы мысли, но передо мной была пропасть, а за спиной – огонь.
***
Старик играет на домбре, изливая мудрые слова.
– Что плохого в первом…
– Что плохого во втором…
– Что плохого в третьем…
– Хватит, дедушка, я устал, – сказал я. – Мне противно.
***
Пока мы пасли скот и сочиняли пословицы, мы упустили много нового.
***
Горе казаха заканчивается там, где насыщается его живот.
***
Если увидишь тигра, держись за его хвост. Если отпустишь, он разорвет тебя… Разве мало тех, кто был разорван и уничтожен?
***
Некоторые называют меня бесхарактерным. Характер, дорогой мой. Следует бояться тех, у кого нет характера. Они не выбирают путь, они выбирают обстоятельства.
***
Двор Казахстана открыт и проницаем. Кто хочет, входит и выходит. Неужели нельзя было привязать одного громкоголосного сторожевого пса?!
***
В 1989 году я написал повесть «Мир невидим». О жизни эскимосов, населяющих Сибирь. Моих главных героев зовут Айнан и Емрон. Глубокая зима. Они отправляются в путь на санях и теряются между двумя селами. Запрягли в сани семь собак. Вожаком – белая собака. В момент крайнего отчаяния над ними пролетает самолет. Они кричат: «Спасите, заберите нас!» Они бегут. Обращают ли внимание? В конце концов, белая собака умирает, и на ее место приходит красная собака. Она еще больше сбивает их с пути. Айнан и Емрон дерутся…
Зачем пересказывать всю историю. Я удивляюсь, как эта повесть прошла мимо бдительного глаза советской эпохи. В год написания она была опубликована в журнале «Жалын». Понятно, что я имел в виду под белой и красной собакой. Айнан, Емрон – народ. Они заблудились. А самолет, летящий в небе, – это были члены политбюро Центрального комитета. Они улетали, показывая народу, кричащему «Ойбай!», красный огонек позади, то есть поднимали руку.
Однажды вечером я встретил известного поэта Темирхана Медетбекова.
– Абиш ага (Кекилбаев) прочитал твою повесть, похвалил. Сказал: «Талантливый парень, пусть будет осторожен, пусть говорит», – передал он привет. Я почувствовал радо