Депутаты мажилиса сегодня одобрили в первом чтении законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам религиозной деятельности и религиозных объединений», сообщает Sputnik Казахстан.
«Геополитическая, религиозная ситуация, сложившаяся в мире в последние годы, усиление экстремизма и терроризма требуют совершенствования позиций и нормативно-правовых норм в сфере религии. Это ситуация, с которой сталкиваются все страны мира. Эта проблема не обошла и нас стороной. Поэтому мы считаем, что шаги, направленные на совершенствование законодательства в сфере религии, жизненно необходимы для безопасности и стабильности государства», — сказал на пленарном заседании мажилиса министр по делам религий и гражданского общества Дархан Калетаев.
По его словам, предусматривается внесение 53 поправок в 12 законодательных актов, в том числе 3 кодекса и 9 законов.
Во-первых, рассматриваются поправки, направленные на недопущение использования религии в деструктивных целях. В частности, вводятся новые понятия «деструктивное религиозное течение» и «религиозный радикализм».
«Введение этих понятий и запрет на распространение идеологии, атрибутов и внешних признаков деструктивных религиозных течений позволит препятствовать проникновению в нашу страну чуждой идеологии извне. Проект предусматривает запрет на ношение в общественных местах одежды, препятствующей распознаванию лица. Введение таких мер необходимо для безопасности граждан. Хочу отметить, что подобные нормы применяются в законодательствах Бельгии, Франции, Болгарии, Австрии и ряда других государств. Эта норма касается не только религии, поэтому она вносится в закон «О профилактике правонарушений», — доложил Калетаев.
Кроме того, уточнен ряд требований, касающихся этики государственных служащих в сфере религии. Как отметил министр, введены три ограничения, предусмотренные кодексом этики государственных служащих.
«В частности, не использовать свои служебные возможности в интересах религиозных объединений, не принуждать подчиненных к религиозной деятельности, не быть инициатором создания религиозного объединения или его членом. В целом, предлагаемые нормы не затрагивают основные права граждан в сфере религии, например, право совершать или участвовать в религиозных обрядах и мероприятиях во внерабочее время. Предлагается охватить частью этой нормы и сотрудников организаций, финансируемых из государственного бюджета и бюджета Национального банка», — сказал он.
Еще один важный момент: будет обеспечено равное право граждан, независимо от их отношения к религии, в том числе верующих и неверующих. По этому поводу Комитет ООН по правам человека сделал замечание.
По данным министра, в настоящее время около 14,5% казахстанцев указывают себя как атеисты или агностики.
«Их права должны быть защищены на том же уровне, что и права верующих», — подчеркнул Калетаев.
Кроме того, будет усилен уровень защиты несовершеннолетних от незаконного вовлечения в религиозную деятельность. Дети и подростки не должны привлекаться к религиозным обрядам без согласия их родителей или законных представителей.
Регулируется получение религиозного образования за рубежом. Граждане Казахстана смогут учиться за рубежом только после получения высшего религиозного образования в нашей стране.
Кроме того, предлагаются нормы по обеспечению прозрачности финансовой деятельности религиозных объединений.
«Введены требования по обязательному ведению их внутренних финансовых отчетов. Предусмотрена ежегодная публикация этих отчетов в средствах массовой информации. Это широко применяемое требование законодательства в международной практике. Данный вопрос неоднократно поднимался и в нашем обществе», — сказал министр.
Еще одно новшество в законопроекте — запрет на совершение религиозных обрядов и церемоний по заключению или расторжению брака вне культовых сооружений.
«В случае, если один из лиц, желающих вступить в брак по религиозным обычаям, не может прибыть в культовое здание (тяжелая болезнь, инвалидность, нахождение в местах лишения свободы), этот религиозный обряд может быть проведен представителем зарегистрированного религиозного объединения в присутствии лиц, вступающих в брак, в медицинском или ином учреждении», — заключил министр.