Если бы в Астане построили дом писателей и творчества, посвященный казахскому искусству…
Известно, что Ж. Ташенов, избранный председателем Республиканской комиссии по реабилитации жертв репрессий, проявил особую активность в реабилитации невинно пострадавших от сталинского красного террора, и внес большой вклад в немедленное освобождение из заключения таких казахских ученых и писателей, как Е. Бекмаханов, К. Мухаметханов, Х. Есенжанов, З. Шашкин, не поддаваясь их уговорам. Возглавляемая им комиссия приложила особые усилия для качественного издания произведений таких деятелей, как Сакен, Илияс, Бейимбет, воссоединившихся со своим народом в те годы, и пыталась реабилитировать всех, кого клеймили как «алашординцев» и «националистов».
Такой гражданин страны, будучи на службе, не отказывал в помощи и близким деятелей Алаша. До сих пор в народе помнят, как была предоставлена квартира матери-героине Зылихе, жене Магжана Жумабаева, который не был освобожден от клеветы «враг народа», в доме, построенном на пересечении улиц Ауэзова и Габдуллина в Алматы.
В 1960-х годах, будучи председателем Совета Министров, он добился передачи всего 121-квартирного дома на пересечении нынешних улиц Кунаева и Кабанбай батыра деятелям искусства и литературы. Этот дом до сих пор называют «Казахским аулом» или «Домом Ташенова». В этом доме жили такие известные личности, как Илияс Омаров, Бибигуль Толегенова, Каукен Кенжетаев, Жамал Омарова, Шара Жиенкулова.
В истории зафиксировано, что он был обвинен в создании «казахского аула» в центре Алматы за предоставление квартир представителям творческих союзов.
Столице Астане исполнилось 20 лет. Она расцвела, выросла. Однако, еще многое предстоит сделать для духовности страны.
Общее число деятелей искусства, приехавших в Астану со всех сторон, превышает 200 человек. Более половины из них обеспечены жильем. Тем не менее, было бы замечательно, если бы для столицы появился такой казахский деятель, как Ташенов, и был построен жилой дом «Казахское искусство», предназначенный только для писателей и творческих людей. Это стало бы настоящим результатом духовного возрождения, оказав большое влияние на тесное взаимодействие деятелей искусства друг с другом и на их творческое общение.
Если бы это произошло, то, несомненно, расцвели бы ценные труды, достойные казахской истории, значимые кинопроизведения, многообразное изобразительное искусство и другие области искусства.
Искусство всегда питает и освещает друг друга.
Алмахан Мухаметкаликызы