Комплекс Балуана Шолака
Местонахождение: Буландынский район Акмолинской области
Краткая справка: Нурмагамбет Баймырзаулы, Балуан Шолак (1864-1919) – казахский народный композитор, борец, чья лопатка никогда не касалась земли.
Происходит из рода Сәмбет племени Дулат Старшего жуза. Однако, поскольку его предки в давние времена переселились в Арку, вся его жизнь прошла в Кокшетауском регионе.
Отец Баймырза был мастером по дереву. Говорят, что мать, Калампыр, была сильной женщиной.
Балуан Шолак с юных лет был крепким и рос, играя на ушах лошади. С 14 лет участвовал в борьбе. На больших собраниях в Кокшетау Балуан Шолак поднимал камень весом 51 пуд (около 830 кг), чем удивлял всех присутствующих. В 1899 году, когда ему было 35 лет, он боролся с русским борцом Иваном Коренем и сломал ему ребро.
Кроме того, Балуан Шолак с юных лет увлекался музыкой. Позже, в молодости, Балуан Шолак развивал оба этих искусства одновременно. После смерти родителей Балуан Шолак женился на девушке по имени Ганикей и путешествовал по стране, собирая вокруг себя певцов, музыкантов, борцов и талантливую молодежь.
Он стал прекрасным исполнителем и пропагандистом песен своих учителей Биржан сала и Акана сері. Твердо придерживаясь их певческо-композиторской традиции, он позже начал сочинять песни. В этом отношении Балуан Шолак является композитором, внесшим большой вклад в развитие казахского певческого искусства. Он посетил все народы Кокшетау, Каркаралы, Караоткель, Сарысу. Балуан Шолак побывал в Баянауле, Семее, донес песни Арки до Жетысу. Во время этой поездки Кенен Азербаев выучил многие песни Балуана Шолака и распространил их среди народа.
У Балуана Шолака есть такие песни, как «Ащылы-айырық», «Балуан Шолак», «Желдірме», «Дікілдек», «Көкшетау», «Қосалқа», «Қос барабан», «Қос перне», «Құлан кісінес», «Кенже қоңыр». Его широко известные песни – «Ғалия» и «Сентябрь». Среди мастеров исполнения песен Балуана Шолака были Ж. Елебеков, М. Кошкимбаев, М. Тырбаев, Ж. Карменов, К. Байбосынов и другие.
Известный музыкальный исследователь А.В. Затаевич записал несколько песен Балуана Шолака среди народа и включил их в сборники «1000 песен казахского народа» и «500 песен и кюев казахов».
Балуану Шолаку Баймырзаулы установлен памятник. Казахский народ никогда не забывал своих великих личностей. Ведь степные дарования, оставшиеся в памяти народа благодаря произведениям, сохранившим дух целой нации, являются доказательством, определяющим ценность земли для будущих поколений.
Место захоронения батыра Киикбая Байгараулы…
Местонахождение: село Сергеевка Атбасарского района Акмолинской области.
Краткая информация: Киикбай батыр (1693-1741) жил во времена, когда только начиналась и обострялась кровопролитная война между казахами и джунгарами, длившаяся два века, и постепенно начинали испытываться тактика и стратегия двух кочевых народов. К этому времени казахский народ уже два века существовал как самостоятельное государство, укреплял свои границы и формировал единое этническое самосознание. Поэтому, когда вспыхнула война между казахами и джунгарами, батыр Киикбай был среди тех, кто впервые сел на коня, чтобы защитить свою землю и народ, вышел на окраины страны, против ветра, против врага и проявил героизм.
К тому времени, когда Киикбай батыр оседлал коня и встал в ряды воинов, военные приемы и методы обороны двух кочевых народов были отточены. В этом смысле миссия по формированию и укреплению национального патриотизма и героических традиций казахского народа была возложена на таких батыров, как Киикбай.
Мавзолей – памятник архитектуры позднего средневековья. Мавзолей храброго воина Киикбая батыра, погибшего в казахско-джунгарской битве, был построен 275 лет назад. У казахского народа у каждого рода был свой путь кочевания. Казахи – народ, проведший всю жизнь в кочевании, поэтому о Киикбае батыре сложились различные исторические предания. Киикбая батыра относят к роду керей.
Таким образом, имя доблестного и славного казаха Киикбая батыра продолжает жить в веках и сохраняется из поколения в поколение как история.
В мавзолей Киикбая батыра специально приезжают гости района и области, чтобы почтить его память и совершить молитву.
В настоящее время передняя часть круглого мавзолея сохранилась частично, противоположная стена разрушена и заполнена песчаником. В конце ХХ века был установлен еще один мавзолей, посвященный Киикбаю батыру. Круглый мавзолей новой конструкции, сложенный из камня, напоминает средневековые памятники. Верхняя часть полуоткрыта, плоская, с широким перевернутым полумесяцем из серебра, подтверждающим исламский символ. На мемориальной доске: «Киикбай Байкараулы 1693-1741 гг.».
В 50-х годах ХХ века и XVIII веке в этих местах, как говорят, был найден доспех казахского воина. Иногда другие артефакты обнаруживаются во время вспашки земли и хранятся в фонде историко-краеведческого музея Атбасарского района.
Иманджусуп Кутпанулы
Местонахождение: село Жибек жолы Аршалынского района Акмолинской области.
Краткая справка: Иманджусуп Кутпанов (1863-1931) – известный певец-композитор, участник национально-освободительного движения, поэт, выдающаяся личность казахского народа, внесшая бесценный вклад в сокровищницу нашей страны. Его песни «Ерейментау», «Сарыарка», «Караоткель», «Сарыбел» и другие широко распространены среди казахского народа.
Иманджусуп был обвинен в организации Мойынкумского восстания в городе Тараз и приговорен к расстрелу 2 марта 1931 года как враг народа. В 1992 году был реабилитирован. После смерти отца, выживший Иманджусуп, его сын Нурхан воспитывался в детском доме в Намангане. После его смерти, его внук Иманджусуп Раушан занимается восстановлением его доброго имени, изучением его жизни и творчества как сал-сери, используя найденные научно-биографические данные.
Внук Иманджусупа, Иманджусуп Раушан, более четверти века занимается творческим наследием Иманджусупа (более 20 песен, утерянных и забытых, которые были возвращены), опубликовал около 30 книг, опубликовал более 500 статей. Были сняты документальные фильмы, организовано более 50 международных научно-практических конференций, более 150 вечеров памяти, семинаров и круглых столов.
В 8 км от села Жибек жолы Аршалынского района Акмолинской области находится родовое кладбище Кутпановых. Он похоронен рядом со своими родителями, братьями и сестрами.
Потомки и гости района и области приезжают на место захоронения известного певца-композитора, участника национально-освободительного движения, выдающегося деятеля истории нашей страны, акына-импровизатора Иманджусупа Кутпанова, чтобы почтить его память и совершить молитву.