Вернувшиеся на родину в рамках операции «Жусан» сейчас находятся в реабилитационных центрах. Теологи работают с ними несколько месяцев. Те, кто поддался ложному течению и попал в ловушку, в первую очередь нуждаются в помощи психолога. Эта помощь особенно необходима женщинам, вернувшимся из огня и под пулями.
Наша страна дала еще один шанс заблудшим. Конечно, нет человека, который не ошибается. Можно было бы махнуть рукой на тех, чье сознание было отравлено и кто увлекся чуждыми течениями. Но где тогда будет наше казахское начало?! Вернуть тех, кто отказался от казахов и заблудился в туманной судьбе, и вновь присоединить их к казахской среде – вот в чем будет великая победа. Среди тех, кто уехал в Сирию и потерялся, часто встречаются казахские семьи.
Молодая девушка, с которой я разговаривал, обратилась к намазу и выросла в простой семье, почитающей традиции. Из-за низкого материального положения, чтобы помочь родителям, она в свои 16 лет работала в одной из халяльных закусочных Алматы. Тогда ей сделал предложение уроженец Уральска, 1991 года рождения, и с разрешения родителей, по казахским обычаям, она вышла за него замуж. Молодая семья прожила в Алматы около 3-4 месяцев, после чего муж сказал: «Меня с бородой никуда на работу не брали» и уехал за границу. К мужу, участвовавшему в международных турнирах по известным видам спорта и часто выезжавшему за границу, никто не испытывал подозрений. Через 2-3 месяца муж позвонил из Стамбула и сказал, что нашел хорошую работу, и позвал жену к себе. Родители девушки долго не соглашались, но, услышав слова зятя: «Я сам несу ответственность за свою жену», они смирились и проводили свою дочь, которой едва исполнилось 17 лет, через аэропорт в Турцию. Материнское сердце неспокойно, и там она передала дочь незнакомым людям. В Стамбуле девушку встретил незнакомый мужчина и отвез в квартиру, где проживал ее муж. Прожив там около недели, наша героиня, поверив словам мужа: «Я отвезу тебя в прекрасное место», с нетерпением ждала, думая: «Наверное, муж хочет сделать мне сюрприз, куда же он меня повезет?». Однако, сев в автобус и пересекая сирийскую границу, она поняла, что ситуация совершенно иная. Тем не менее, уроженец Уральска 1991 года рождения убедил жену: «Не волнуйся, все будет хорошо, я все спокойно объясню». Но на границе мужчин и женщин разделили. Затем, 3-4 месяца в чужой стране, ожидая мужа, ее плод «выкидыш», она жила как будто оставленная в пустыне одна. А после информации о том, что муж, который должен был «приехать», уехал в Ирак, пришло известие о его «шахаде». Найдя возможность поговорить с родителями на родине, они, узнав обо всем, посоветовали: «Не будь одна, если встретишь казахского парня, выходи замуж, мы тоже не будем беспокоиться». Поискав и расспросив, среди множества людей она вышла замуж за молодого человека из Актобе, который ранее не был женат и немного учил арабский язык в Дубае. Сегодня у 22-летней женщины, которая искала все способы вернуться на родину и говорила, что «мы затихли», двое дочерей, и она находится на последних месяцах беременности. Однако из-за 5-летней войны в Сирии у нее часто болит голова от взрывов, ухудшилась память.
«Через год после приезда в Сирию за мной приехали брат и невестка. Я надеялась, что они пришли за мной, но оказалось, что они тоже обманулись. Позже в машину, в которой ехал мой брат, бросили бомбу, и он сгорел. Он был единственным сыном в семье, у него осталась только дочь», — с сожалением сказала она.
Несмотря на такие разные судьбы, их главное сходство – следование ложным религиозным установкам. Никто из собеседников даже не освоил правильно таджвид Корана, их акыда, вера основаны на ваххабизме, присутствует такфиритская позиция. На вопрос «Кого вы слушали?» мы от всех услышали имена «Дарын Мубаров, Халил шейх, Ринат Казахстани», среди них и Саид Бурятский. Они говорят, что знают книги «Три основы», «Таухид», но даже не могут правильно передать смысл, изложенный в книгах, пропагандирующих эти ложные убеждения. Их религиозная грамотность очень низка, и она сама основана на ложном течении. Они совершенно не осведомлены о позиции традиционного ханафитского мазхаба. Они используют такие выражения, как «при вхождении в ислам, при принятии религии». На самом деле наш народ принял ислам 13 веков назад и уверовал. Даже в недавний советский период, несмотря на отчуждение от религии, они считали себя мусульманами. Поэтому их речь, как будто они прожили всю жизнь христианами, многобожниками или неверующими, говоря «я принял ислам», является грубой ошибкой, признаком религиозной неграмотности.
Многие далеки от простых религиозных требований, таких как уважение к родителям, совет с родственниками, которые впитались в кровь нашего народа и стали его традицией. А если углубиться в причины этой ситуации, то уход из Отечества в поисках «рая» под влиянием чуждых течений является грехом с точки зрения шариата.
Операция «Жусан» в нашей стране принесла свои результаты. Они поняли за рубежом, что мирная жизнь нашей Родины дороже всего. Операция «Жусан» еще раз доказала, что человеческая жизнь дороже всего.
Айша Кенесбай
Религиовед-журналист
КазИнформ