Как говорится, «без риска нет и прибыли». Невозможно вести какой-либо бизнес без риска. Любой бизнес рано или поздно сталкивается с угрозами в различных формах. В целом, угрозы и риски можно разделить на операционные и стратегические. Если ваша компания хочет продолжать производить ценности, не сбиваясь с пути, она должна научиться эффективно управлять рисками.
К операционным рискам мы относим сбои в повседневных бизнес-процессах, такие как сокращение ресурсов, сбои в рабочей системе и жалобы клиентов. Кроме того, этот список дополняют отказы оборудования, закрытие каналов поставок сырья, кражи, уход сотрудников, потеря данных, неподчинение руководству, кибератаки, сбои в ИТ-системе.
В последнее время ведущие организации наладили снижение операционных рисков с помощью анализа данных (data science). Например, машинное обучение помогает предупредить о надвигающейся угрозе и принять меры по ее предотвращению.
А стратегические риски возникают, когда организация не может своевременно отреагировать на рыночные условия и потребности. Сюда можно отнести изменение предпочтений клиентов, появление новых законов и технологий, конкуренцию и изменения на рынке. Влияние таких рисков очень глубокое и наносит существенный ущерб деятельности организации. Обычно руководители пытаются решать такие риски, опираясь на свой опыт и интуицию. Тем не менее, анализ данных является полезным инструментом для предотвращения и эффективного управления такими рисками.
В этой статье я хочу поделиться тем, как три моих клиента, являющиеся лидерами в своих отраслях, управляли стратегическими рисками с помощью анализа данных:
Технологическая индустрия мира хочет быть готовой к будущим технологическим изменениям. К настоящему времени были протестированы тысячи видов технологий, и многие из них не смогли угнаться за прогрессом. Только избранные стали трансформационными технологиями. Организации, своевременно инвестировавшие в нужные технологии, вышли вперед на рынке, а те, кто не смог освоить технологии, отстали.
Руководители, вместо того чтобы слушать бизнес-аналитиков, могут исследовать ландшафт новых технологий, оснащенных интеллектуальными системами мониторинга, и предсказать, кто выйдет вперед через два-три года. Эти системы, оснащенные «компьютерным интеллектом», анализируют данные, связанные с технологиями, выделяют нужные сигналы и определяют, какие тенденции выйдут вперед. Эти прогнозы, в свою очередь, указывают компаниям, в какие технологические новинки стоит инвестировать.
Гигантская компания в пищевой промышленности (F&B) анализирует данные о молодых стартапах, предлагающих уникальные ингредиенты и инновационные продукты, чтобы не потерять свою долю на рынке. Их конкуренты предлагали продукты, добившиеся успеха в разной степени. Крупные фирмы должны систематически отслеживать других, прежде чем выводить на рынок свои новые товары.
Тщательно анализируя все тренды на рынке, они точно угадывают будущие предпочтения клиентов и выпускают соответствующую продукцию. Из этого следует, что для выпуска нового продукта необходимо принимать решение только после фильтрации базы данных в данной отрасли. С помощью этого метода одна компания не только предотвратила стратегический риск, но и получила возможность стоимостью в миллиард долларов.
Транспортная компания хочет понять влияние экономических колебаний на свой бизнес. Система эконометрических моделей отражает потребности потребителей в каждой стране, что, в свою очередь, влияет на импорт и экспорт. В результате это положительно или отрицательно влияет на транспортные услуги в каждом регионе. «Компьютерный интеллект», анализируя положительные или отрицательные экономические сценарии, выявляет новые потребности, которые могут возникнуть в обслуживании клиентов. Таким образом, компания может своевременно сократить штат и предотвратить незапланированные расходы.
Как мы видим из приведенных выше примеров, стратегические риски равны стратегическим возможностям. Мы не можем назвать их явной проблемой, поскольку существует много неопределенности. Однако, чтобы использовать возможности в свою пользу и сократить расходы, компании должны систематически контролировать риски. Независимо от процесса, анализ данных, несомненно, поможет управлять стратегическими рисками и возможностями.
Оригинал статьи: forbes.com