Вице-министр образования и науки РК Шолпан Каринова разъяснила порядок проведения суммативных оценок за раздел и за четверть (СОР/СОЧ), используемых для оценки знаний учащихся, сообщает «Ұлт ақпарат».
«В настоящее время по поручению министра образования и науки РК создана рабочая группа, которая обсуждает пути совершенствования системы критериального оценивания. Идут дискуссии, поступают предложения. Учителя обмениваются мнениями, даже спорят, приводят аргументы, эта работа очень активно обсуждается. Коллеги консультируются друг с другом. Прорабатываются вопросы подсчета баллов при формативном оценивании, поднимаемые учителями, и частота проведения СОР и СОЧ. Но учителя пришли к единому мнению по одному вопросу – вернуться к устаревшей трехбалльной системе невозможно», — пишет вице-министр на своей странице в Facebook.
По ее словам, учителя поняли, что методика системы критериального оценивания верна. Также она отметила, что были внедрены новые стандарты и механизмы оценивания, соответствующие порядку систем ведущих стран. Поэтому министерство не отказывается от системы критериального оценивания.
«Позвольте пояснить: работа по обновлению содержания образования, начавшаяся в 2016 году, потребовала новых форм контроля результатов обучения, и в итоге была внедрена система критериального оценивания. Ранее стандарт делал акцент на усвоение фактологических знаний, и его уровень оценивался путем повторения небольших фрагментов на уроке и итоговым контролем. Такой метод соответствовал информационному порядку обучения. Потому что учащимся предлагался готовый, обработанный материал», — говорит она.
По словам Шолпан Кариновой, в новой системе оценивания усилены требования к оценочным инструментам, обеспечивающим объективность. Разработанные требования и задания не только определяют уровень знаний, но и открывают возможности для использования знаний и навыков более высокого уровня. То есть, оценивается то, как ученик говорит, развивает мысль, как может донести основную мысль, принимать решения и использовать полученные знания в жизни. Это направление устраняет неэффективность традиционного оценивания, обеспечивает единообразие требований, стандартизацию и равенство процедур.
«СОР – это давно используемая тематическая контрольная работа, а СОЧ – это итоговая четвертная контрольная работа. В новой и старой системе нет никакой разницы в количестве выполненных контрольных работ. Например, в Типовом учебном плане (ТИП) по предметам «Казахский язык/Русский язык» 2013 года утверждены следующие виды контрольных работ: от 13 до 15 диктантов, изложений, сочинений, тестирований, итоговых диктантов в год для начальных классов (во 2 классе 15, в 3 классе 14, в 4 классе 13). В рамках обновленного содержания СОР и СОЧ в этих классах сокращаются до 12 в год. По предмету «Математика» в ТИП 2012 года в 5 классе количество контрольных работ составляло 13 раз в год, а СОР и СОЧ встречались 14 раз. А в 6 классе количество СОР и СОЧ по новой программе меньше. По предмету «Химия» в ТИП 2012 года количество практических/контрольных работ составляло 11. А в ТИП 2016 года СОР и СОЧ сократились до 12», — говорит она.
Вице-министр отметила, что система критериального оценивания облегчила работу педагогов.
«Говоря об учителях: в старой системе учителя начальных классов проверяли тетради ежедневно. Это был ежедневный порядок. Учителя ежедневно проверяли тетради 25 учеников по нескольким предметам и на следующий день приносили проверенное задание с замечаниями. Точно так же в средних и старших классах по казахскому и русскому языкам, математике, физике, химии, биологии работы проверялись письменно, проводились практические и лабораторные работы. Все это была обычная ежедневная работа», — говорит она.
По ее словам, учителя, привыкшие к старой системе, без труда справляются с проверкой СОР и СОЧ.
«Конечно, учителя устных предметов, безусловно, столкнутся с трудностями. По старой системе они не проводили письменные работы. Они только спрашивали устные ответы учеников», — сказала Ш. Каринова.
Как было отмечено, дети, поступившие в 1 класс по обновленной программе обучения в 2016 году, сразу же начали активно участвовать в новых условиях, оцениваясь в формативном и суммирующем форматах. Они не боятся получить «плохую» отметку (балл). Они этого и не знают. Они могут узнать, понравились ли их ответы учителю или нет.
«Дети, обучавшиеся и оценивавшиеся по старой системе, а теперь перешедшие на новую, медленно адаптируются к оцениванию по новой системе. Их трудности заключаются в психологической привычке друг к другу, теперь им придется снова адаптироваться. Что касается родителей: сегодняшние родители – вчерашние школьники, они сами учились по старой программе и получали оценки «3», «4», «5». Им трудно представить другую оценку. К тому же, прежняя система была удобной. И это понятно. В связи с этим, необходимо отметить, что в правилах Министерства образования и науки РК количество СОР и СОЧ не должно превышать 3 в день, существует гибкий график сдачи СОР и СОЧ и т.д., чтобы не допустить перегрузки учащихся», — говорит вице-министр.
Стоит отметить, что кокшетауский учитель Алия Ахетова в одном из интервью СМИ раскритиковала обновленную программу обучения, систему оценивания и работу по борьбе с коррупцией.
Позже с учителем встретился министр образования и науки Асхат Аймагамбетов.