Первый Президент РК Нурсултан Назарбаев высказался по поводу иранского кризиса, влияющего на мировую ситуацию, сообщает «Ұлт ақпарат».
«Мы много обсуждали этот вопрос. Мне очень трудно дать конкретный ответ по этой проблеме прямо сейчас. Очень жаль, что соглашение с Ираном приостановлено. Конечно, мы хотим, чтобы достигнутое в свое время соглашение не было разрушено. Все согласились, пришли к договоренности – Иран принял предложения. Казахстан участвовал в этом деле. Переговоры проводились здесь. Я несколько раз встречался с президентом Ирана и говорил ему, что Казахстан после советского периода стал ядерным государством. У Казахстана тогда был полигон, 1100 ядерных боеголовок, 110 ядерных ракет, дальнобойное оружие. По расчетам СНГ, все это можно было бы считать нашим», — сказал Нурсултан Назарбаев на заседании Astana Club.
По словам Елбасы, в настоящее время в мире имеется 7,5 тысяч ядерных боеголовок.
«Я бы сказал Северной Корее и другим – лучше привлечь позитивное внимание мирового сообщества, получать инвестиции и развивать страну, чем держать в руках бомбу и всех запугивать. Защитишь ли ты свою страну оружием или уничтожишь ее – это две разные вещи. Поэтому сейчас этот вопрос зашел в тупик», — сказал он.
Нурсултан Назарбаев отметил, что иранский вопрос необходимо вернуть к точке переговоров, достигнутой в свое время.
«Европейские страны и другие мировые сообщества должны предоставить Ирану соответствующие гарантии. Не стоит сейчас давить. Это очень опасный шаг. Через Ормузский пролив проходит 30 процентов мировых углеводородного сырья, потребности в нефти. В случае противостояния мировая ситуация усугубится. Следовательно, все это – болезнь конфронтации. По любому вопросу нужны переговоры. Следует вернуться к переговорам. Я всегда призываю к этому. Сейчас крупные ядерные державы должны собраться за столом переговоров. Все мировые войны заканчивались переговорами. После Первой мировой войны крупные державы создали Лигу Наций. После Второй мировой войны была создана ООН. То есть, все решалось путем переговоров», — сказал он.