ru.ult.kz
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
ru.ult.kz
No Result
View All Result

Главная страница » Вторая Республика » Был ли Абай богат?

Был ли Абай богат?

Редакция Ult.kz by Редакция Ult.kz
25 декабря, 2019
in Вторая Республика
0

Не только слова мудреца Абая, но и его жизнь назидательны. Ниже мы коснемся одной из сторон его жизни, задавшись вопросом: «Был ли Абай богат?». Законно возникает такой вопрос, ведь он был сыном знатного человека, Кунанбая, и происходил из знатного рода. Сразу скажем, что до 1894 года, когда Абай унаследовал богатство своего брата Оспана, он не относился к числу очень богатых людей.

Среди рода Топыкты немало тех, кто разбогател благодаря Абаю. Мухтар Ауэзов в своей исследовательской статье «Род и жизнь Абая» 1933 года пишет: «…Абай начал выбирать друзей среди своих современников. Такими людьми были: Оразбай из рода Есболата, Жиренше из рода Котибак, Ербол из рода Бокенши, Акимкожа и другие». Именно эти упомянутые Оразбай, Жиренше и его брат Куренше, находясь под покровительством Абая, достигли положения известных людей из незаметных, разбогатели и стали очень состоятельными. У каждого из них было по тысяче голов скота. Оразбай позже довел поголовье лошадей до трех тысяч. То же самое мы можем сказать о его родственниках Такежане, Оспане, Азимбае.

Каждый достигает источника достатка и богатства своим путем. Почему человек, приступивший к делу с усердием и рвением, не найдет смысла в обогащении. Шакарим в своем прозаическом произведении «Зеркало истинного счастья» пишет о том, как он, перечисляя различные дела, которые он совершал, стремясь к счастью (в современной лексике – к богатству), пишет о богатстве: «…Вот это «богатство» оказалось совершенно необходимым «счастьем». Без него ни у кого не было ни вида, ни удачи. О, Боже! Что заставляет человека не считать другого человеком, я тоже нашел смысл в этом, активно действуя». Точно так же Оразбай и Такежаны разбогатели благодаря бережливости и огромной скотоводческой деятельности, Жиренше и Дутбай – благодаря участию в судебных тяжбах и вынесению решений, а Оспан, сын Кунанбая, – благодаря торговле на ярмарке Коянды, найдя «суть торговли». Например: «…Благодаря такой торговле Оспан быстро накопил много скота и разбогател, – пишет Архам Ыскаков. – У него было полторы тысячи лошадей, около трехсот верблюдов, две-три тысячи овец».

В современном казахском обществе много тех, кто, пренебрегая честью и совестью, стремится только к выгоде и богатству. Чтобы они могли извлечь урок, скажем, что Абай с юных лет придерживался золотого правила: «Если трудишься для себя, становишься одним из животных, пасущихся для себя. Если трудишься ради человечности, становишься одним из любимых рабов Аллаха».

Если бы он поставил целью торговлю и богатство, он бы стал таким же крупным богачом, как и его старший брат Такежан. Однако юный Абай направил всю свою энергию на другое, на неустанную и долгую задачу, не отвлекающую его – на общественную работу. Он также воспитывал своего младшего брата Ыскака в чистоте и справедливости, строго наставляя его. Архам Какитайулы говорит о своем родном деде Ыскаке, который был волостным десятки лет: «Он был человеком среднего достатка». Поэтому щедрый Оспан имел обыкновение давать двум своим старшим братьям по несколько лошадей для зимнего забоя.

Вы, наверное, помните скандальные выборы волостного в 1884 году. В тот раз вместо Оспана неожиданно был избран волостным Кунту Шонкаулы. Народ был в недоумении, и даже жена уездного начальника воскликнула «котек» (так звучало ее «как так!»). Это был первый признак глубокой пропасти, прорытой между чиновничьей средой и Абаем. Почему? С одной стороны, Абай, ставший в то время обладателем обширных знаний, не мог видеть в своих прежних друзьях равных себе («Я не презирал невежд, считая их глупыми»), с другой стороны, его прежние друзья, ставшие крупными богачами, смотрели на него свысока, как на «бедного, не имеющего богатства, постоянно подвергающегося допросам, да еще и русофила». Если будет возможность, отметим, что взгляд Абая на характер народа и чиновничью среду ясно виден в его стихотворении «Новый закон» 1880 года. Его беспощадная критика и резкие нападки на них после выборов 1884 года были закономерны. Конечно, это стало началом трагедии его одиночества.

Итак, Абай не накопил богатства. Мухтар Ауэзов отмечает: «У Абая никогда не было большого богатства, наоборот, он неоднократно оказывался на грани «малого достатка», «скудного достатка» в своей жизни». Однако «скудный достаток» Мухана не означает близость к бедности. В кочевом обществе человеком, имеющим небольшой достаток, считался тот, у кого было не менее 200 лошадей, 15-20 верблюдов и стадо овец.

Современный читатель может удивиться, услышав, что Абай не был богат, спросив: «Ну, почему?». Поэтому давайте разберемся подробнее.

После 1878 года Абай не избирался на должность волостного (из-за судебных разбирательств по 12 видам обвинений). Это означало потерю постоянного источника дохода – зарплаты. В казахской среде, кроме скота, других источников богатства не было. Доходы и средства, полученные от торговли скотом, Абай тратил на обучение детей. Алихан Бокейханов в своей статье «Абай Кунанбайулы», опубликованной в 1905 году, пишет: «После того, как его второй сын Абдрахман окончил городское училище, Абай ежегодно выделял несколько сотен рублей и отправил его в реальное училище в Тюмень. Абай был одним из первых казахов, который тратил такие большие деньги на образование». Обучение Абиша в Петербурге требовало еще больших финансовых затрат.

Кроме того, отметим, что Абай не проявлял интереса и склонности к накоплению скота, и был непрактичен в домашнем хозяйстве. В своем первом слове он сказал: «Пасти скот? Нет, не могу пасти», что с самого начала было похоже на жизненный принцип. Стоит также отметить, что его дед Ускенбай и отец Кунанбай вначале жили на грани бедности. Скот и богатство пришли позже, вместе с честью и уважением.

Интересно, что простой народ никогда не считал Абая «бедным», наоборот, считал его крупным бай-мурзой рода Топыкты. Почему? У этого есть свои причины. В аяте говорится: «Аллах дарует богатство и уважение тому из Своих рабов, кому пожелает, а кого пожелает, унижает и обедняет» (сура Аль-Имран). Народная пословица «Милость – от Аллаха, щедрость – от человека» также подтверждает это.

Среди бедных, но щедрых мурз, Абай, конечно, казался со стороны «богатым». Ведь радушный прием гостей – гостеприимство – было привычкой Абая, сформировавшейся с тех пор, как он поселился в Акшокы. Известные нам мемуары свидетельствуют о том, что с тех пор и до последнего вздоха из этого дома не переставали приходить гости.

Видел всех казахов, близких и дальних,

Кроме одиноких и редких гостей (1886).

Это слова, сказанные им в возрасте старше 40 лет. Из этого можно понять, что дом поэта-гражданина никогда не пустовал от гостей. «Люди Аргынов, Найманов, Кереев, Уаков, приходящие со своими жалобами и печалями, – текут рекой» (Архам). Близкие приходили просить о помощи или по другим делам, а те, кто приезжал издалека, говорили: «Мы пришли, чтобы увидеть лицо Абая».

«Разве справедливо обижаться на Аллаха, если намерения дурны?», – как говорится, тот, кто щедр и великодушен, тот и есть настоящий богач. Думаю, именно поэтому богатство Абая, чья щедрость соответствовала его уму и проницательности, казалось всем огромным. Мы хотим дать пищу для размышлений современным богачам – Абай не копил богатства, никогда не ставил целью богатство и власть (они сами нашли Абая как удел и милость, дарованные Богом). Печально, что казахский национальный буржуа, вместо того чтобы делиться с народом, превращается в «непреклонного Шыгайбая». Напомним этим беднякам изречение Абая: «Человек – это мешок, несущий навоз».

В заключение, Абай был лишь обладателем «скудного достатка» (кому нужно льстить, говоря «был сказочно богат»). Выше мы сказали, что только после того, как он поселился в Жидебае в 1894 году, он стал обладателем большого богатства (богатство, накопленное Оспаном, в основном было унаследовано Еркежан и Абаем).

По сути, вопрос «Был ли Абай очень крупным бай, или бай среднего достатка?» не имеет большого значения. Потому что Абай, учитель нации, не поддался «вирусу» слепой скупости – это, прежде всего, результат его великого ума и острого чувства, дарованных Богом. Точно известно, что Абай – отец казахского ренессанса. Это божественная миссия.

Асан Омаров

Previous Post

Президентский кадровый резерв молодежи: как трудоустраиваются победители?

Next Post

Жилстройсбербанк выдал в этом году более 48 тысяч кредитов

Next Post

Жилстройсбербанк выдал в этом году более 48 тысяч кредитов

Свежие записи

  • Певец Торегали Тореали может вернуться испольнять айтыс 19 декабря, 2025
  • В Актобе скончались мать и младенец: родственники обвиняют сотрудников скорой помощи 19 декабря, 2025
  • В области Жетысу похищено более 212 млн тенге, выделенных на ремонт Дома культуры 19 декабря, 2025
  • Какими будут цены на жильё в 2026 году? – ответ эксперта 18 декабря, 2025
  • В Алматы на борту самолёта иностранные граждане устроили драку 18 декабря, 2025
  • В Семее мужчина вырвал у беременной женщины телефон и применил силу 18 декабря, 2025
  • Самолёт Air Astana с 138 пассажирами совершил вынужденную посадку в Дели 18 декабря, 2025
  • Девушка проткнула парня ножницами из-за сообщения в телефоне 18 декабря, 2025
  • Каким будет курс золота в 2026 году – прогноз эксперта 15 декабря, 2025
  • Курс тенге к доллару в 2026 году: прогнозы экспертов и неожиданные тренды 15 декабря, 2025

Рубрики

ULT TV U magazine Актуальное Без категории В мире Вторая Республика Год рабочих профессий Духовность Защита Интересное Комментарии Культура Национальная история Национальное искусство Общество Политика Постtimes Преступление Регионы Спорт Экономика и бизнес
Құрылтайшы: «Tengri Gold» ЖШС
2012-2021 © Ұлт порталы
ҚР Ақпарат және қоғамдық даму министрлігі Ақпарат комитетінің №KZ71VPY00084887 куәлігі берілген.
Авторлық және жарнама құқықтар толық сақталған.

Сайт материалдарын пайдаланғанда дереккөзге сілтеме көрсету міндетті. Авторлар пікірі мен редакция көзқарасы сәйкес келе бермеуі мүмкін. Жарнама мен хабарландырулардың мазмұнына жарнама беруші жауапты.

Рубрики

  • U magazine
  • ULT TV
  • Актуальное
  • Без категории
  • В мире
  • Вторая Республика
  • Год рабочих профессий
  • Духовность
  • Защита
  • Интересное
  • Комментарии
  • Культура
  • Национальная история
  • Национальное искусство
  • Общество
  • Политика
  • Постtimes
  • Преступление
  • Регионы
  • Спорт
  • Экономика и бизнес
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.

No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.