Не только слова мудреца Абая, но и его жизнь назидательны. Ниже мы коснемся одной из сторон его жизни, задавшись вопросом: «Был ли Абай богат?». Законно возникает такой вопрос, ведь он был сыном знатного человека, Кунанбая, и происходил из знатного рода. Сразу скажем, что до 1894 года, когда Абай унаследовал богатство своего брата Оспана, он не относился к числу очень богатых людей.
Среди рода Топыкты немало тех, кто разбогател благодаря Абаю. Мухтар Ауэзов в своей исследовательской статье «Род и жизнь Абая» 1933 года пишет: «…Абай начал выбирать друзей среди своих современников. Такими людьми были: Оразбай из рода Есболата, Жиренше из рода Котибак, Ербол из рода Бокенши, Акимкожа и другие». Именно эти упомянутые Оразбай, Жиренше и его брат Куренше, находясь под покровительством Абая, достигли положения известных людей из незаметных, разбогатели и стали очень состоятельными. У каждого из них было по тысяче голов скота. Оразбай позже довел поголовье лошадей до трех тысяч. То же самое мы можем сказать о его родственниках Такежане, Оспане, Азимбае.
Каждый достигает источника достатка и богатства своим путем. Почему человек, приступивший к делу с усердием и рвением, не найдет смысла в обогащении. Шакарим в своем прозаическом произведении «Зеркало истинного счастья» пишет о том, как он, перечисляя различные дела, которые он совершал, стремясь к счастью (в современной лексике – к богатству), пишет о богатстве: «…Вот это «богатство» оказалось совершенно необходимым «счастьем». Без него ни у кого не было ни вида, ни удачи. О, Боже! Что заставляет человека не считать другого человеком, я тоже нашел смысл в этом, активно действуя». Точно так же Оразбай и Такежаны разбогатели благодаря бережливости и огромной скотоводческой деятельности, Жиренше и Дутбай – благодаря участию в судебных тяжбах и вынесению решений, а Оспан, сын Кунанбая, – благодаря торговле на ярмарке Коянды, найдя «суть торговли». Например: «…Благодаря такой торговле Оспан быстро накопил много скота и разбогател, – пишет Архам Ыскаков. – У него было полторы тысячи лошадей, около трехсот верблюдов, две-три тысячи овец».
В современном казахском обществе много тех, кто, пренебрегая честью и совестью, стремится только к выгоде и богатству. Чтобы они могли извлечь урок, скажем, что Абай с юных лет придерживался золотого правила: «Если трудишься для себя, становишься одним из животных, пасущихся для себя. Если трудишься ради человечности, становишься одним из любимых рабов Аллаха».
Если бы он поставил целью торговлю и богатство, он бы стал таким же крупным богачом, как и его старший брат Такежан. Однако юный Абай направил всю свою энергию на другое, на неустанную и долгую задачу, не отвлекающую его – на общественную работу. Он также воспитывал своего младшего брата Ыскака в чистоте и справедливости, строго наставляя его. Архам Какитайулы говорит о своем родном деде Ыскаке, который был волостным десятки лет: «Он был человеком среднего достатка». Поэтому щедрый Оспан имел обыкновение давать двум своим старшим братьям по несколько лошадей для зимнего забоя.
Вы, наверное, помните скандальные выборы волостного в 1884 году. В тот раз вместо Оспана неожиданно был избран волостным Кунту Шонкаулы. Народ был в недоумении, и даже жена уездного начальника воскликнула «котек» (так звучало ее «как так!»). Это был первый признак глубокой пропасти, прорытой между чиновничьей средой и Абаем. Почему? С одной стороны, Абай, ставший в то время обладателем обширных знаний, не мог видеть в своих прежних друзьях равных себе («Я не презирал невежд, считая их глупыми»), с другой стороны, его прежние друзья, ставшие крупными богачами, смотрели на него свысока, как на «бедного, не имеющего богатства, постоянно подвергающегося допросам, да еще и русофила». Если будет возможность, отметим, что взгляд Абая на характер народа и чиновничью среду ясно виден в его стихотворении «Новый закон» 1880 года. Его беспощадная критика и резкие нападки на них после выборов 1884 года были закономерны. Конечно, это стало началом трагедии его одиночества.
Итак, Абай не накопил богатства. Мухтар Ауэзов отмечает: «У Абая никогда не было большого богатства, наоборот, он неоднократно оказывался на грани «малого достатка», «скудного достатка» в своей жизни». Однако «скудный достаток» Мухана не означает близость к бедности. В кочевом обществе человеком, имеющим небольшой достаток, считался тот, у кого было не менее 200 лошадей, 15-20 верблюдов и стадо овец.
Современный читатель может удивиться, услышав, что Абай не был богат, спросив: «Ну, почему?». Поэтому давайте разберемся подробнее.
После 1878 года Абай не избирался на должность волостного (из-за судебных разбирательств по 12 видам обвинений). Это означало потерю постоянного источника дохода – зарплаты. В казахской среде, кроме скота, других источников богатства не было. Доходы и средства, полученные от торговли скотом, Абай тратил на обучение детей. Алихан Бокейханов в своей статье «Абай Кунанбайулы», опубликованной в 1905 году, пишет: «После того, как его второй сын Абдрахман окончил городское училище, Абай ежегодно выделял несколько сотен рублей и отправил его в реальное училище в Тюмень. Абай был одним из первых казахов, который тратил такие большие деньги на образование». Обучение Абиша в Петербурге требовало еще больших финансовых затрат.
Кроме того, отметим, что Абай не проявлял интереса и склонности к накоплению скота, и был непрактичен в домашнем хозяйстве. В своем первом слове он сказал: «Пасти скот? Нет, не могу пасти», что с самого начала было похоже на жизненный принцип. Стоит также отметить, что его дед Ускенбай и отец Кунанбай вначале жили на грани бедности. Скот и богатство пришли позже, вместе с честью и уважением.
Интересно, что простой народ никогда не считал Абая «бедным», наоборот, считал его крупным бай-мурзой рода Топыкты. Почему? У этого есть свои причины. В аяте говорится: «Аллах дарует богатство и уважение тому из Своих рабов, кому пожелает, а кого пожелает, унижает и обедняет» (сура Аль-Имран). Народная пословица «Милость – от Аллаха, щедрость – от человека» также подтверждает это.
Среди бедных, но щедрых мурз, Абай, конечно, казался со стороны «богатым». Ведь радушный прием гостей – гостеприимство – было привычкой Абая, сформировавшейся с тех пор, как он поселился в Акшокы. Известные нам мемуары свидетельствуют о том, что с тех пор и до последнего вздоха из этого дома не переставали приходить гости.
Видел всех казахов, близких и дальних,
Кроме одиноких и редких гостей (1886).
Это слова, сказанные им в возрасте старше 40 лет. Из этого можно понять, что дом поэта-гражданина никогда не пустовал от гостей. «Люди Аргынов, Найманов, Кереев, Уаков, приходящие со своими жалобами и печалями, – текут рекой» (Архам). Близкие приходили просить о помощи или по другим делам, а те, кто приезжал издалека, говорили: «Мы пришли, чтобы увидеть лицо Абая».
«Разве справедливо обижаться на Аллаха, если намерения дурны?», – как говорится, тот, кто щедр и великодушен, тот и есть настоящий богач. Думаю, именно поэтому богатство Абая, чья щедрость соответствовала его уму и проницательности, казалось всем огромным. Мы хотим дать пищу для размышлений современным богачам – Абай не копил богатства, никогда не ставил целью богатство и власть (они сами нашли Абая как удел и милость, дарованные Богом). Печально, что казахский национальный буржуа, вместо того чтобы делиться с народом, превращается в «непреклонного Шыгайбая». Напомним этим беднякам изречение Абая: «Человек – это мешок, несущий навоз».
В заключение, Абай был лишь обладателем «скудного достатка» (кому нужно льстить, говоря «был сказочно богат»). Выше мы сказали, что только после того, как он поселился в Жидебае в 1894 году, он стал обладателем большого богатства (богатство, накопленное Оспаном, в основном было унаследовано Еркежан и Абаем).
По сути, вопрос «Был ли Абай очень крупным бай, или бай среднего достатка?» не имеет большого значения. Потому что Абай, учитель нации, не поддался «вирусу» слепой скупости – это, прежде всего, результат его великого ума и острого чувства, дарованных Богом. Точно известно, что Абай – отец казахского ренессанса. Это божественная миссия.
Асан Омаров