На сегодняшний день автомобильная промышленность Казахстана отнесена к 12 приоритетным направлениям индустриального развития несырьевого сектора и рассматривается как объект системной государственной поддержки. По итогам 2019 года доля автомобильной промышленности в машиностроении РК составила 26%, было произведено более 50 тысяч единиц техники, экспортировано около 2,7 тысяч автомобилей. Как развивается казахстанский автопром и каковы его перспективы? Анализ развития данной отрасли в республике провел PrimeMinister.kz.
С чего все начиналось?
История отечественного автопрома начинается с 2003 года, когда был выпущен первый автомобиль «НИВА». Тогда объемы производства составляли всего несколько тысяч единиц (максимум – 4 тысячи штук в 2010 году). Линейка выпускаемой продукции состояла только из автомобилей марки ВАЗ. Основная доля автомобильного рынка страны приходилась на импорт.
Основной этап развития с конкретными задачами для предприятий начался в 2010 году с подписания первых соглашений о промышленной сборке моторных транспортных средств. Однако, как показал опыт, принятые соглашения по развитию отрасли были малоэффективны, доля отечественных автомобилей в продажах составила всего 26% в 2016 году. Необходимы были новые методы стимулирования.
В связи с этим Правительством были приняты меры стимулирования отрасли, такие как преференции по налогу на добавленную стоимость (НДС), введение утилизационного сбора, разработка программы льготного кредитования и лизинга, меры поддержки экспорта продукции. Запущена программа промышленной кооперации.
Стратегическим партнером в развитии отрасли выступил крупный транснациональный инвестор в лице ТОО «СарыаркаАвтоПром» — СМС–JAC Motors. Все это стало возможным благодаря внедрению новых подходов по развитию отрасли, внедрению программ стимулирования.
Что касается производства коммерческой техники, то в страну начали привлекаться мировые игроки. Первым крупным производителем, пришедшим в Казахстан в 2005 году, стал КамАЗ. Затем свои производства открыли Daewoo, Hyundai, IVECO, ANKAI и другие марки.
В результате, за короткий срок была создана целая отрасль с десятками тысяч рабочих мест с учетом смежных отраслей, которая систематически пополняет бюджет за счет налоговых отчислений. Увеличилось количество автопроизводителей, начала развиваться добросовестная конкуренция.
На сегодняшний день машиностроение – одна из динамично развивающихся отраслей обрабатывающей промышленности.
За годы реализации государственной программы индустриально-инновационного развития (с 2010 года) в стране было запущено более 130 новых производств машиностроения на сумму порядка 400 млрд тенге. Открыто более 14 тысяч рабочих мест.
Эти предприятия успели освоить выпуск практически всех видов продукции (от сборки комплектующих и запасных частей до высокоточного оборудования) и обеспечивают потребности базовых секторов экономики, таких как нефтегазовая, металлургическая и агропромышленная.
В настоящее время в Казахстане налажено производство всех категорий автотранспортных средств. В стране собирается 167 моделей автомобилей, в том числе 39 легковых моделей, 22 мировых бренда.
Автомобилестроение – драйвер машиностроения Казахстана
В Государственной программе индустриально-инновационного развития РК на 2015-2019 годы автопром указан в числе приоритетных отраслей. В госпрограмме отмечено, что мировые тренды будут способствовать развитию автомобильной промышленности Казахстана, а также окажут положительное влияние на развитие смежных отраслей, таких как металлургия, производство резинотехнических изделий, производство стекла, текстильная промышленность, производство электрооборудования и приборов, НИОКР и др.
За два пятилетия автомобилестроение стало одним из драйверов машиностроения Казахстана. Произошел переход от крупноузловой сборки (DKD) к мелкоузловой сборке (CKD). Например, освоены технологические операции по сварке и окраске кузовов.
На сегодняшний день 60% автомобилей, реализуемых в стране, произведены в Казахстане.
Средний уровень локализации автопрома составляет 33%, а по отдельным моделям максимальный уровень превышает 50%.
С 2010 года объемы производства выросли в 12,5 раз (с 4 тысяч единиц в 2010 году до 50,4 тысяч единиц в 2019 году). Доля автопрома в общем объеме машиностроения достигла 26% против 4% в 2010 году. Доля автопрома в промышленности составила 1,9%.
В 2019 году в автомобильной промышленности было произведено 50 447 единиц автотранспортных средств на сумму 359,5 млрд тенге, индекс физического объема (ИФО) составил 162,5%. Из них 44 077 легковых автомобилей, рост производства составил 46,8%.
Доля казахстанских автомобилей в продажах выросла до 59% (в 2018 году – 49%), 4 из 5 самых продаваемых в РК марок автомобилей относятся к отечественному производству.
По данным Ассоциации казахстанского автобизнеса, в 2019 году было произведено 16 332 автомобиля Hyundai (+75,7%), 14 623 единицы Lada (+9,8%) и 5 366 автомобилей Ravon (+912%). Также в пятерку вошли марки Kia (3683 ед.) и JAC (2 775 ед.).
Почти половина произведенных в РК автомобилей приходится на крупного автопроизводителя «СарыаркаАвтоПром». В этом году Костанайский завод удвоил производство, выпустив до 25 802 единиц легковых автомобилей, грузовиков и автобусов на общую сумму 186 609 млн тенге.
Казахстанский автопром – на экспортных рынках
Учитывая небольшой объем внутреннего казахстанского рынка, долгосрочное планирование отечественных машиностроителей должно предусматривать увеличение экспортных объемов. Государственными органами проводится соответствующая работа. К примеру, в рамках механизма стимулирования производства экологически чистых автомобилей в Республике Казахстан предусмотрено экспортное финансирование предприятий автопрома.
Наряду с маркетинговым продвижением, предусматриваются меры по возмещению части затрат, понесенных на транспортировку готовой продукции внутри страны и сертификацию продукции на экспортных рынках. Это позволило нашим предприятиям облегчить доступ на внешние рынки.
В свою очередь, отечественные предприятия должны наращивать количество технологических операций, проводимых на предприятиях, использовать местные комплектующие и материалы, а также выходить на крупносерийное производство.
Кроме того, в Казахстане планируется развитие автокомпонентной базы.
В результате проделанной работы экспорт вырос в 10 раз по сравнению с 2018 годом. По итогам 2019 года было экспортировано 2 629 автомобилей. Автомобили экспортируются в основном в Российскую Федерацию и Узбекистан. Основную долю зарубежных продаж в 2019 году составили марки JAC (1471), Hyundai (716) и Ravon (442). Эти марки заказывают дистрибьюторы марок в соседних странах.
Тенденции в автомобильной промышленности
В последние годы автопроизводители в поисках стратегических партнеров для получения доступа к новым рынкам, расширения своей сбытовой сети, приобретения новых технологий. Основными направлениями развития автомобильной отрасли в последнее время стали существенное снижение расхода топлива за счет использования новых видов топлива, применения новых конструкционных материалов, повышения комфорта; диверсификация модельного ряда как по качественным и ценовым показателям, так и по целевому назначению.
Особенностью автомобильной отрасли в последнее время стала прогрессивная диверсификация модельного ряда.
Казахстанское машиностроение не отстает от общемирового тренда, связанного с развитием экологически чистого транспорта. В 2014 году была выпущена первая партия электромобилей, также в эксплуатации находятся 15 электроавтобусов отечественного производства.
Меры по развитию автомобильной промышленности
Правительством РК приняты меры по стимулированию отрасли, в том числе преференции по НДС, разработка программы льготного кредитования и лизинга, меры поддержки экспорта продукции.
В июне 2019 года утверждена Дорожная карта по развитию машиностроения на 2019-2024 годы, которая охватывает все подотрасли машиностроения и предусматривает комплекс мер по мерам поддержки. Это – налоговые преференции, финансовая и сырьевая поддержка, обеспечение квалифицированными кадрами и др.
Для развития кооперационных связей в 2019 году 3 апреля между Казахстаном и Российской Федерацией принята Программа совместных действий. Она предусматривает кооперацию в следующих проектах.
В рамках программы промышленной кооперации начата проработка реализации совместных проектов по строительству завода главных передач редукторов ведущих мостов грузовых автомобилей, литейного завода и научно-исследовательского инжинирингового центра между АО «КАМАЗ», АО «АВТОВАЗ» и ТОО «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус».
Начато строительство нового завода ТОО «Hyundai Trans Kazakhstan», выпускающего легковые автомобили марки «Hyundai» в городе Алматы, мощность которого составит 30 000 единиц в год в первой фазе и 45 тысяч единиц во второй фазе.
SMS – JAC Motors на площадке ТОО «СарыаркаАвтоПром» помимо увеличения объемов производства и расширения линейки выпускаемых автомобилей планирует наладить производство автокомпонентов.
В рамках сотрудничества с китайскими партнерами планируется запуск завода по производству шин и двигателей, что даст мощный импульс развитию автокомпонентной базы в Казахстане.
Кроме того, министрами здравоохранения и инфраструктурного развития РК утверждена Дорожная карта по обновлению санитарного транспорта в Республике Казахстан, что позволит обновить санитарный транспорт за счет механизма лизингового финансирования.
Согласно Дорожной карте, условия лизингового финансирования для управлений здравоохранения в акиматах городов областного значения, городов республиканского значения следующие: срок лизинга 5 лет, ставка вознаграждения не превышает 7% для отечественных товаропроизводителей, авансовый платеж не предусмотрен, льготный период до 12 месяцев. На 2019 год выделено 10 млрд тенге на 800 машин скорой помощи и на 2019-2020 годы на 18 передвижных медицинских комплексов.
Поддержка автопроизводителей
Автопроизводителям наряду с другими предприятиями обрабатывающей промышленности предоставляются налоговые и таможенные льготы в рамках специальных инвестиционных контрактов.
Эти меры наряду с программами льготного кредитования стимулируют развитие казахстанского экологически чистого производства автотранспортных средств.
В связи с выпуском экологически чистых автотранспортных средств в Республике Казахстан, с 2018 года автопроизводители полностью перешли на пятый экологический класс, в том числе освоено производство электромобилей при подготовке коммерческой техники.
Производители могут претендовать на стимулирование в виде возмещения затрат на производственные процессы при производстве экологически чистых автотранспортных средств (соответствующих экологическим классам Евро-4 и выше, с электродвигателями) и при выполнении требований по поэтапному увеличению локализации в рамках соглашения о промышленной сборке.
Средний уровень локализации автомобильной промышленности составляет 33%, максимальный по отдельным моделям превышает 50%. Вместе с мерами стимулирующего развития увеличение доли местного содержания и объемов производства направлено на снижение стоимости выпускаемых автотранспортных средств.
Помимо общих мер поддержки обрабатывающей промышленности, показали свою результативность программы льготного автокредитования и льготного лизинга, в рамках которых АО «БРК-Лизинг» за 4 года работы выделило 50 млрд тенге (42 млрд тенге – на автокредитование, 8 млрд тенге – на лизинг).
С октября 2019 года через АО «БРК-Лизинг» запущена программа льготного автокредитования Национального банка, по которой предусмотрено выделение 100 млрд тенге в течение 5 лет (по 20 млрд тенге ежегодно).
Программа пользуется огромным спросом среди населения, на сегодняшний день проводится освоение средств во второй раз.
Обновление автобусного парка страны
За 12 месяцев 2019 года объемы производства автобусов выросли в 2,5 раза (1 076 ед.).
В качестве дополнительного стимулирования с 2018 года действует программа лизинга автобусов казахстанского производства. Из республиканского бюджета АО «БРК-Лизинг» выделено 33,5 млрд тенге, на сегодняшний день профинансирована поставка 1 550 единиц автобусов.
По данным АО «БРК-Лизинг», по состоянию на январь 2020 года в рамках комплексного плана по обновлению изношенного автобусного парка в Республике Казахстан в производстве находятся и частично поставлены 904 автобуса Yutong, 330 автобусов Ankai, 181 автобус Daewoo, 75 автобусов Golden Dragon и 60 автобусов DongFeng.
Перспективы развития автомобильной промышленности в Казахстане
В заключение стоит отметить, что перспективы развития автомобильной отрасли в стране действительно высоки. Ведь развитие отечественного автомобилестроения соответствует интересам и приоритетам государства, обозначенным в программных документах по среднесрочному и долгосрочному планированию.
В этом году в Казахстане начнется производство более 10 новых моделей автомобилей. В кратчайшие сроки планируется довести общий объем продукции автомобильной промышленности до 100 тысяч автомобилей, из которых 10-15 тысяч будут экспортироваться в Россию, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан, Беларусь, Азербайджан и другие страны.
В Алматы открылся завод «Hyundai» мощностью 45 тысяч единиц в год. Завод открылся на территории Индустриальной зоны. Объем инвестиций, вложенных в строительство нового завода, составил 25 млрд тенге. Проектная мощность – 30 000 единиц в год. Запуск второй очереди и первый выпуск автомобилей со сварочными и покрасочными операциями кузовов запланирован на сентябрь 2020 года. Предприятие позволит создать около 700 новых рабочих мест на производстве. Создание дилерской сети в регионах Казахстана окажет положительное влияние на развитие малого и среднего бизнеса.
В конце января текущего года при участии Премьер-Министра РК А. Мамина было подписано соглашение о сотрудничестве между АО «Узавтосаноат» и АО «Экспортная страховая компания «KazakhExport», а также договор о поставке машинокомплектов автомобилей между ТОО «СарыаркаАвтоПром» и АО «UzAuto Motors».
В будущем в автомобильной промышленности планируется:
продолжить работу по увеличению доли местного содержания путем перехода на новые соглашения о промышленной сборке транспортных средств с начала 2021 года;
развитие производственной кооперации казахстанских автопроизводителей с партнерами, в том числе производство автокомпонентов;
продолжить освоение производства электромобилей.