В ходе очередного заседания Правительства были рассмотрены меры по улучшению делового климата в Казахстане, сообщает «Ұлт ақпарат» со ссылкой на сайт primeminister.kz.
По словам министра национальной экономики Р. Даленова, основными направлениями улучшения делового климата являются меры государственной поддержки, совершенствование законодательства и упрощение регуляторной среды.
Увеличение доли малого и среднего бизнеса в экономике до 50% к 2050 году — стратегическая задача.
«Доля малого и среднего бизнеса в экономике растет. По оперативным данным, в 2019 году она составила 29,5%. Наша задача на 2020 год – довести долю малого и среднего бизнеса в валовом внутреннем продукте до 30%, к 2025 году – до 35%, к 2050 году – до 50%. Это соответствует уровню развитых стран», — сказал Р. Даленов.
По словам министра национальной экономики, малый и средний бизнес — это основной элемент экономики и занятости. Развитые страны отличаются большим количеством предприятий малого и среднего бизнеса. Чем больше предприятий малого и среднего бизнеса, тем больше объем экономики. Также, по показателям зарубежных стран, чем выше доля малого и среднего бизнеса в экономике, тем выше и занятость населения. Малое и среднее предпринимательство создает основные рабочие места.
Таким образом, для соответствия стандартам Организации экономического сотрудничества и развития важно улучшение законодательства и регуляторной среды.
Поддержка предпринимательства осуществляется в рамках программ «Дорожная карта бизнеса», «Экономика простых вещей» и «Еңбек».
«В 2019 году в рамках указанных программ финансовую поддержку получили 22 тысячи проектов. Бизнесу было предоставлено льготное финансирование и передана инфраструктура. Наряду с финансовой поддержкой 106 тысяч предпринимателей прошли обучение по основам бизнеса и функциональным направлениям. 41 тысяча предпринимателей получили сервисную поддержку. Это услуги, связанные с ведением бухгалтерского и налогового учета, юридические услуги, вопросы маркетинга и т.д.», — сказал Р. Даленов.
По его словам, для развития предпринимательства были реализованы следующие меры.
Во-первых. В прошлом году было принято 7 пакетов законодательных инициатив, предусматривающих около 100 поправок по вопросам развития бизнес-среды.
В этом году Казахстан вошел в ТОП-25 стран с наиболее благоприятным деловым климатом среди 190 стран мира.
Во-вторых. По поручению Главы государства введен мораторий на уплату налогов и проведение проверок для микро- и малого бизнеса. Всего 1,2 млн субъектов микро- и малого предпринимательства за три года сэкономят 382 млрд тенге по налогам.
Также в результате моратория за 3 года не будет проведено около 100 тысяч проверок. Это позволит снизить административную нагрузку и будет способствовать стабильности ведения бизнеса.
В-третьих. По поручению Главы государства предлагаются нормы по введению принципа презумпции справедливости. Все неурегулированные спорные вопросы будут решаться в пользу бизнеса.
Также предлагается ввести практику переходного периода. В случае изменения требований к бизнесу, они должны вступать в силу не сразу, а через определенный период, чтобы дать бизнесу время на подготовку.
Перед бизнес-сообществом будет введен единый день отчетности контрольно-надзорных органов. Такой отчет будет проводиться ежегодно.
«В целях реализации поручений Главы государства, данных на расширенном заседании Правительства, необходимо принять восьмой пакет реформ по улучшению делового климата, запустить сервис «Правительство для бизнеса», а также реализовать инструмент «умного регулирования». Это значительно упростит ведение бизнеса в Казахстане», — сказал Р. Даленов.
8 пакетов реформ по улучшению делового климата
В рамках 8 пакетов законодательных мер предусмотрена реализация законодательных поправок по созданию нормальных условий для развития бизнеса. Это упрощение процедуры регистрации договоров.
Также будет ускорена процедура регистрации плательщика налога на добавленную стоимость.
При регистрации бизнеса будет предусмотрено автоматическое открытие банковского счета в онлайн-режиме. Также будут устранены повторяющиеся излишние уведомления по отдельным процедурам.
По юридическим лицам будет открыта информация о недвижимом имуществе. Это позволит безопасно осуществлять бизнес-операции.
Сервис «Правительство для бизнеса»
Будет внедрен новый формат взаимодействия государства и бизнеса по принципу единого окна оказания услуг. В едином офисе «Правительство для бизнеса» предприниматели получат широкий спектр услуг и консультаций по вопросам развития своего бизнеса, повышения компетенций и финансирования.
Как отметил министр национальной экономики, в едином офисе можно будет открыть предприятие, подать налоговую декларацию, сравнить условия банков и совершить другие действия. Теперь предприниматели будут получать ответы на все возникающие вопросы в едином офисе. Пилотный запуск проекта «Правительство для бизнеса» запланирован на июнь этого года.
Инструмент «умное регулирование»
Совершенствование инструмента «умного регулирования» соответствует лучшим практикам развитых стран.
«Умное регулирование» — это сокращение излишних обязательств, запретов, ограничений для предпринимателей и выявление необоснованных расходов для бизнеса. Инструмент «умного регулирования» включает в себя сервисную модель взаимодействия с бизнесом, автоматизацию системы управления рисками и умное регулирование.
Перерегулирование
По словам Р. Даленова, перед введением нового требования необходимо проанализировать его влияние на бизнес. Такой анализ должен проводиться в новом формате. Это максимальное сокращение регулирования, внедрение принципа одной новой функции вместо двух старых и т.д.
Таким образом, это приведет к повышению качества регуляторной среды для предпринимателей и улучшению делового климата.
«Меры государственной поддержки, совершенствование законодательства и регуляторной среды окажут влияние на рост малого и среднего бизнеса в ближайшие 5 лет. К 2025 году число работающих в малом и среднем бизнесе достигнет 4 млн человек. Объем выпуска продукции МСБ составит 35 трлн тенге, доля малого и среднего бизнеса в ВВП к 2025 году увеличится до 35%. Улучшение условий ведения бизнеса обеспечит Казахстану 20-е место в рейтинге «Doing Business», — подытожил Р. Даленов.
Заместитель председателя правления НПП «Атамекен» Э. Жумагазиев, в свою очередь, сообщил, что с момента создания палаты было выявлено 624 системные проблемы предпринимателей. Из них 501 решена. Восьмой пакет реформ по улучшению делового климата разработан на основе изучения системных проблем бизнеса. НПП «Атамекен» разработала более 50 поправок, направленных на улучшение деловой ситуации в стране. Они связаны с земельными отношениями, конкуренцией, экономикой, банковскими услугами.
Первый заместитель Премьер-Министра – министр финансов Е. Смаилов отметил, что улучшение делового климата является одной из важных целей работы Правительства. За пять лет доля малого и среднего бизнеса в ВВП страны должна увеличиться с 29,5% до 35%.
«Сервис «Правительство для бизнеса» необходимо запустить в пилотном режиме до июня этого года. Предпринимателям необходимо предоставить возможность получать всю помощь от государства и все услуги, оказываемые Правительством, в одном офисе. До конца мая этого года будет разработан 9-й пакет реформ по улучшению делового климата», — сказал Е. Смаилов.