Казахстан придерживается многовекторной внешней политики, продолжая поддерживать дружеские отношения со странами мира, сообщает strategy2050.
Кроме того, широкой общественности хорошо известны призывы к миру и согласию в мировом сообществе, а также важные переговоры, которые получили положительную оценку зарубежных экспертов.
6 марта 2020 года был опубликован Указ Президента Республики Казахстан № 280 «О Концепции внешней политики Республики Казахстан на 2020–2030 годы». В Концепции говорится: «Наша страна за годы независимости укрепила свои позиции на международной арене, утвердившись как миролюбивое и открытое государство, надежный партнер в глобальных и региональных делах. Казахстан проводит многовекторную, конструктивную и активную внешнюю политику, внося значительный вклад в формирование и реализацию глобальной и региональной повестки дня в сферах безопасности, сотрудничества и развития. При этом особое внимание уделяется максимальной и незыблемой защите национальных интересов, конструктивному продвижению внешнеполитических и внешнеэкономических приоритетов».
После завершения процесса делимитации и демаркации общих границ с соседними государствами, во внешней политике также началось сосредоточение усилий на развитии безопасности государства, его экономической, политической и культурной интеграции.
Вы хорошо знаете, что за годы независимости Казахстан стал инициатором многих внешних интеграционных и партнерских инициатив. Это направлено на обеспечение мира во всем мире. Также, учитывая, что любая предлагающая сторона в первую очередь рассматривает свои интересы, все эти предложения можно оценить как активные шаги, направленные на максимальную защиту национальных интересов, как указано в Концепции.
Наше многовекторное политическое направление, основанное на добрососедских отношениях со всеми, в соответствии с нашей географической особенностью, расположенной на стыке великих мировых цивилизаций и геополитических акторов, доказывает свою эффективность. В качестве примера можно привести другие страны в конфликтных точках мира, которые стали очагами различных противоречий из-за своей односторонней политической ориентации.
Несмотря на многовекторную внешнюю политику Казахстана, существуют и приоритеты на государственном и национальном уровнях. Одним из них можно назвать инициативы по сотрудничеству страны в тюркском мире.
Согласно историческим данным, Центральная Азия, включая территорию современного Казахстана, считается колыбелью всего тюркского мира. Поэтому инициативы и конкретные шаги страны, направленные на формирование культурной, духовной, экономической и политической интеграции тюркских государств, находят горячую поддержку со стороны других братских государств.
Организации, обеспечивающие культурную и историческую интеграцию тюркских народов.
В истории было немало шагов, направленных на формирование взаимного сотрудничества и интеграции тюркских народов и государств. В начале XX века Мустафа Шокай занимался идеей создания Туркестанской (Кокандской) автономии, а Турар Рыскулов – идеей создания Туркестанской Республики. Некоторые прогрессивные, борющиеся граждане тюркских народов также были сторонниками других подобных совместных структур и трудились над реализацией этой идеи.
Если их идеи были направлены на формирование самостоятельных государственных образований, то современные совместные организации между тюркскими государствами предназначены для укрепления взаимного сотрудничества исключительно в сферах истории, культуры и образования между соответствующими государствами.
За годы независимости Казахстан уделял большое внимание формированию самостоятельной интеграции стран Центральной Азии и выдвинул множество предложений. Однако неофициальное «соперничество за лидерство» между Казахстаном и Узбекистаном, сопротивление отдельных глав государств, а также инициативы внешних государств по созданию организаций сотрудничества, охватывающих страны Центральной Азии, препятствовали реализации этой идеи. Поэтому со временем начали свою деятельность партнерские организации, охватывающие не только страны Центральной Азии, но и братские Турцию и Азербайджан.
12 июля 1993 года была создана Международная организация тюркской культуры (ТЮРКСОЙ), 21 ноября 2008 года – Парламентская ассамблея тюркоязычных стран (ТюркПА), 3 октября 2009 года – Совет сотрудничества тюркоязычных государств (Тюркский совет), 25 мая 2010 года – Международная тюркская академия. В настоящее время все вышеупомянутые организации работают над обеспечением культурного и исторического сотрудничества тюркских государств и тюркских народов. Следует отметить, что Казахстан внес значительный вклад в создание этих организаций.
ТЮРКСОЙ ежегодно организует различные фестивали – от театра и кино до музыки и изобразительного искусства – с участием сотен деятелей искусства из разных стран. ТЮРКСОЙ также доносит богатое культурное наследие тюркских народов до общества через свои публикации… Кроме того, публикации, издаваемые ТЮРКСОЙ, предлагаются читателям на тюркских диалектах и языках в 14 странах.
Направление деятельности ТЮРКСОЙ близко к организации ООН ЮНЕСКО. Его цель – укрепление культурного и духовного сотрудничества тюркских народов.
В Тюркский совет входят Казахстан, Турция, Узбекистан, Кыргызстан и Азербайджан. Венгрия имеет статус наблюдателя. Тюркский совет, построенный на четырех основных опорах – общая история, общий язык, общая идентичность и общая культура, не ограничивается этими общими границами. Вместо этого он направлен на расширение двустороннего сотрудничества между государствами в различных областях, таких как экономика, наука, образование, транспорт, таможня, туризм и другие.
Основные направления работы ТЮРКПА:
— Обмен парламентским опытом и передовыми практиками между странами-членами;
— Возможности гармонизации законодательства стран-членов в приоритетных областях партнерства;
— Начата законодательная поддержка дел и инициатив в рамках Совета сотрудничества тюркоязычных государств;
— Познание литературы и искусства тюркского мира, исторических ценностей и культурного наследия;
— Содействие эффективному региональному партнерству в области образования, науки, технологий и охраны окружающей среды;
— Создание условий для взаимного обмена информацией между странами-членами с целью обеспечения широкого информационного потока;
— Создание благоприятных условий для торговли и инвестиций;
— Реализация региональных экономических проектов, в частности в области энергетики и транспорта;
Обсуждение политических вопросов на основе взаимных интересов.
Международная тюркская академия, расположенная в столице, также играет важную роль в развитии науки, языкознания, литературы, культуры и духовной сферы тюркского мира. Академия была создана на основе предложения Первого Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева о создании международного научного центра по изучению тюркского мира на IX саммите глав тюркоязычных государств, состоявшемся 3 октября 2009 года в городе Нахчыван Азербайджанской Республики.
Академия провела фундаментальные исследования в области археологии, истории, культуры, литературы, языкознания, искусства и опубликовала множество научных трудов. Учебник «Общая история тюрков», написанный учеными учреждения для общеобразовательных школ, можно оценить как фундаментальный труд, сближающий общую историю и мировоззрение тюркских народов.
По поручению глав государств – членов Тюркского совета, учебник «Общая история тюрков», разработанный Международной тюркской академией, начал внедряться в программы школ Азербайджана, Казахстана и Турции.
В этом году предмет «Общая история тюрков» в качестве факультатива выбрали 30 тысяч учащихся в Турции, 15 тысяч учащихся в Казахстане и 10 тысяч учащихся в Азербайджане.
Учебник охватывает период с древнейших времен до XV века. В учебном пособии всесторонне представлены история государств, созданных тюркскими народами, а также их традиции, культура и история возникновения национальных игр.
Связи Казахстана с тюркским миром.
Первым государством, поздравившим Казахстан с независимостью и выразившим намерение установить двусторонние дипломатические отношения, стала Республика Турция. Поэтому двусторонние отношения между двумя государствами развиваются динамично и по сей день.
Активная, миролюбивая политика Казахстана во внешней политике также укрепила его авторитет среди тюркских государств. Благодаря разумному использованию географических особенностей Казахстана и дальновидным решениям Н. Назарбаев стал аксакалом Тюркского мира. Например, он сыграл большую роль в урегулировании отношений между Турцией и Россией.
После того, как 24 ноября 2016 года турецкие военные сбили российский самолет Су-24 на высоте 6 километров в небе над Сирией, между двумя государствами возник серьезный конфликт, который нанес большой ущерб отношениям между двумя крупными странами. Эта ситуация негативно сказалась на сферах экономики, политики и туризма. В связи с этим лидер Казахстана Нурсултан Назарбаев провел переговоры между Президентом России Владимиром Путиным и Президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом, оказав большое влияние на их примирение. В связи с этим оба главы государств выразили благодарность Елбасы и высоко оценили его труд.
Кроме того, предложение Президента Казахстана о необходимости принятия Армении в Евразийский экономический союз только по территории, признанной Организацией Объединенных Наций, получило горячую поддержку тюркских государств, и уважение к главе страны, Казахстану, возросло.
Наряду с этим, в Казахстане немало инициатив, укрепляющих связи с тюркскими странами во внутренней политике. Например, в 1991 году в городе Туркестан был создан Международный казахско-турецкий университет имени Х.А. Ясави (Университет Ахмета Ясави). В 1992 году учебному заведению был присвоен международный статус. В учебном заведении обучается множество студентов из зарубежных стран.
Кроме того, в 2018 году Указом Президента Казахстана была образована Туркестанская область (бывшая Южно-Казахстанская область). Центром области был утвержден город Туркестан. Это предоставило городу Туркестану особые возможности, и можно предположить, что в будущем он станет авторитетным центром, способствующим интеграции тюркского мира.
Переход казахского языка на латинскую графику также можно оценить как одну из значимых инициатив в жизни страны. Сегодня Турция, Азербайджан, Узбекистан используют латинскую графику. Кыргызстан также проявляет интерес. Поэтому переход Казахстана на латинскую графику в будущем будет способствовать более легкому взаимопониманию между тюркоязычными народами.
В заключение, с момента распада Советского Союза и обретения независимости несколькими тюркскими государствами, во внешней политике Казахстана реализуются позитивные инициативы, направленные на установление тесных отношений с тюркскими государствами. Мы можем с уверенностью сказать, что в основе этих мер лежит активная внешняя политика Казахстана.
Можно предположить, что интеграция тюркских государств будет и дальше развиваться такими же темпами. Интеграционные проекты последних тридцати лет приносят свои плоды. В настоящее время по предложению Елбасы разрабатывается программа «Будущее тюркского мира – 2040». Ожидается, что в этой программе будут приняты конкретные шаги, углубляющие интеграцию тюркских государств.
Нельзя исключать, что по мере углубления интеграции тюркских государств наши крупные соседи, такие как Россия и Китай, могут смотреть на нее критически и оказывать негативное влияние. Для этих государств тюркские государства Центральной Азии являются стратегическими партнерами и считаются их «сферой влияния». Поэтому очевидно, что эти страны не будут рады объединению в самостоятельную интеграционную организацию, а также тому, что Турецкая Республика, член НАТО, получит влияние в этом регионе. Кроме того, следует учитывать, что во многих из упомянутых держав проживает множество тюркских этносов, и интеграционные проекты также окажут на них определенное влияние.
Поэтому будет продуктивно, если процессы интеграции будут продолжаться поэтапно, а также путем углубления культурного и духовного сближения.