Портал «Ұлт порталы» начал проводить интервью с известными гражданами страны, публикуя на своих страницах мнения ряда политиков и экономистов. Герой нашего сегодняшнего интервью – общественный деятель, политик, в последние годы занимавший дипломатическую должность, господин Ермухамет Ертысбаев. Следует отметить, что Ермухамет Кабиденович впервые отвечал на вопросы на чистом казахском языке.
— После работы послом вы нигде официально не работали. Однажды вы сказали: «Я уступлю дорогу молодежи».
Было ли это вашим искренним желанием уйти с государственной службы, или вас отстранили от соревнований?
Позвольте внести небольшое уточнение в ваши слова. После работы послом я продолжил успешно работать. До 19 ноября прошлого года я был послом по особым поручениям МИД. Честно говоря, я нигде об этом не писал и не говорил. Просто не было повода.
На ваш вопрос «Вы сейчас работаете?» отвечу так: «Да, я работаю, и работаю еще более интенсивно и с большей нагрузкой, чем раньше». Но не на государственной службе. Сейчас, точнее, я сам себе хозяин, то есть с большим энтузиазмом занимаюсь тем, что мне нравится и нравилось всю жизнь. Это – анализ политических и экономических проблем страны, блиц-интервью, написание статей на самые актуальные темы современности, встречи с простыми гражданами и высокопоставленными чиновниками. Короче говоря, это – аналитическая деятельность.
Это очень нужная и важная работа. И она сейчас крайне актуальна как для государственных органов, так и для общества. Но, повторюсь, это не государственная служба, я бы назвал это творческой, научной работой. Можно даже сказать, политической работой.
Я занимаюсь общественной и публицистической деятельностью. Мне это интересно, и я хочу быть в самом центре социально-политических процессов в этот сложный период истории нашей страны. Возможно, это мой долг – делиться своим опытом и знаниями.
Поверьте, если меня спросят, какая работа сложнее, какая требует больше усилий – вчерашняя государственная служба или сегодняшняя фриланс (фриланс – вид свободной, независимой работы без постоянного места занятости), я затруднюсь ответить. Потому что моя нынешняя работа не менее напряженная, чем прежняя.
Я по-прежнему в команде Президента. Не хочу скрывать, что за последние семь месяцев мною были опубликованы сотни различных материалов на телевидении, в газетах, в интернете.
Да, молодежи действительно нужно уступать дорогу. Я постоянно говорю об этом Касым-Жомарту Кемелевичу Токаеву. В последний раз, например, я говорил об этом в конце октября 2018 года. Это было во время его визита в Минск в качестве Председателя Сената. Поэтому, подводя итог, скажу: да, это – мое собственное решение.
— Однажды вы сказали: «Время после Назарбаева будет трудным». Не являются ли нынешние экономические трудности, кризисные явления и острая социальная обстановка началом этих трудностей?
— Я всегда говорил, что период после Назарбаева будет очень сложным. Пандемия и падение цен на нефть еще больше усугубили и без того сложную ситуацию в экономике страны. Знаете, общий ущерб мировой экономике от нынешнего кризиса составит 9 триллионов долларов. Конечно, для Казахстана это будет очень тяжело. На самом деле, никто не мог предвидеть кризис такого масштаба.
Президенту К. Токаеву сейчас очень трудно, он переживает очень сложный год. Конечно, и сам Н. Назарбаев не ожидал такого развития событий.
Что касается того, что период после Н. Назарбаева будет сложным, то это не только мой прогноз, об этом писали многие политики и ученые, что после Н. Назарбаева будет трудно.
Резюмируя, через некоторое время общественность еще не раз с добрыми словами будет вспоминать время правления Нурсултана Назарбаева.
— Вы брали интервью у Мухтара Аблязова, лидера движения «ДВК». Позже многие говорили, что Аблязов «не дал Ертысбаеву рта открыть». Насколько, по вашему мнению, вы смогли дать отпор представителю экстремистской организации в том интервью?
— Мне часто задавали этот вопрос, и я отвечал так: моя цель была совершенно иной. Если говорить прямо, причиной моего вызова Аблязова на дебаты было вывести его из режима монолога. Зачем? Для того, чтобы после интервью, на основе анализа сказанного им в ходе беседы, создать несколько конкретных и ясных статей и телепередач. Потому что человеку, привыкшему заученно читать слова в одном тоне, нелегко отвечать на вопросы, и, хочешь или не хочешь, он невольно раскроет свои истинные, нынешние мысли в прямом эфире. А цель «ДВК», в конечном итоге, – экстремистские, преступные действия. Очевидно, что Аблязов готовит государственный переворот, идущий вразрез с законом. Моей целью было наглядно и понятно показать это людям. Потому что, если люди поверят его «пламенным» словам в режиме монолога, и большинство последует его призывам, то произойдут кровавые столкновения, и ситуация у нас будет гораздо хуже, чем в Кыргызстане в 2010 году. Приведу лишь один пример. Он щедро обещает каждому активному участнику массовых движений выплатить по 10 тысяч долларов из государственного бюджета. Причем не из своего кармана, а из государственных средств. То есть, что вы должны сделать, чтобы получить по 10 тысяч долларов каждому? Вы должны собраться группой и выйти на улицы, чтобы посадить Аблязова на трон главы правительства. Он даже подписывает некоторые свои посты как будущий премьер-министр Казахстана! Чтобы четко показать обществу, особенно молодежи, кто такой Аблязов, я пошел на интервью с ним именно с этой целью.
Государственно-политическая элита страны, богатые и состоятельные люди Казахстана, научно-техническая интеллигенция, средний класс – все поддерживают курс Елбасы и нынешнего Главы государства и не допустят экстремистам нарушить стабильность в стране. Масштабные гражданские столкновения вполне возможны, однако это не означает, что будет «гражданская война». Мухтар Аблязов – мастер вести диалог сам с собой и с небольшой группой таких же персонажей, он всегда слышит только себя, все его позиции примитивны. Он даже считает всех оппозиционеров, таких как, например, Ермек Нарымбай, Жанболат Мамай, агентами КНБ или тайными сторонниками Н. Назарбаева. Он говорит, что за 30 лет в Казахстане ничего не сделано, все разрушено. То есть он постоянно распространяет ложную информацию и намеренно обостряет ситуацию. Он хочет настроить Казахстан против Китая и России. Призывает к упразднению института президентства. Но зачем упразднять этот институт, если благодаря ему мы добились больших успехов в рыночных реформах? На мой взгляд, я дал достойный ответ Аблязову в ходе дебатов и в последующих выступлениях и публикациях. Именно в результате этого на митинги, на которые беглый банкир призывал выйти днем и ночью в сентябре и октябре, пришло очень мало людей. В целом, в политике главное – это результат.
Чего добился Аблязов за 20 лет, помимо тюремного заключения в тюрьмах Казахстана, Франции, Великобритании, а также уголовного преследования в России и Украине? Ничего. Он призывает противостоять законно избранному президенту, фактически разрушить нашу страну. А я призываю к единству народа, к поддержке стратегического курса второго президента К. Токаева и Елбасы на стабильность и единство, согласие и мир. Поэтому вы сами оцените, кто из нас занимается правым делом, а кто стремится вызвать слепое упрямство и ненависть, желая хаоса и беспорядка в Казахстане.
— Вы говорите, что господин К.-Ж. Токаев, Президент РК, «сможет управлять страной, только если будет придерживаться стратегии Назарбаева». Почему? Почему он не может проводить свою политику?
— Я снова хочу внести поправку в ваши слова. Здесь я лишь повторил слова Касым-Жомарта Кемелевича и полностью с ним согласен. К. Токаев неоднократно подчеркивал и особо отмечал важность сохранения и продолжения стратегического курса Н. Назарбаева. Да, на мой взгляд, слова К. Токаева уместны. Или вы думаете, что К. Токаев должен был поступить как Анвар Садат? После ухода Насера он резко изменил его курс на противоположный, и в результате Египет в середине 70-х годов отвернулся от СССР в сторону США, разве не так? Вы знаете, чем это закончилось.
Почему некоторые люди хотят, чтобы К. Токаев полностью отверг все, что было сделано до него, и начал выстраивать свой курс с нуля? Зачем нужно разделять и разрушать нынешнюю национальную элиту, порождать непонимание в обществе, уничтожать преемственность и стабильность? К. Токаев – бывший и нынешний верный соратник, единомышленник Н. Назарбаева, поэтому Елбасы 19 марта прошлого года четко назвал его достойным преемником.
В любом случае, я уверен, что, продолжая курс Елбасы и сохраняя преемственность, К. Токаев сможет в будущем сформировать собственный, правильный путь развития страны. У него огромный потенциал. Поэтому выбор пал на него. Потому что время меняется. В такой ситуации преемственность и новый курс не мешают друг другу, наоборот – составляют основу для достижения успеха.
— Вы служили послом. Много где побывали как представитель РК и СНГ. Скажите честно, социальная ситуация в нашей стране хуже, чем в странах, где вы служили?
— Что вы говорите?! Уровень жизни и ВВП на душу населения в Грузии в несколько раз ниже, чем в Казахстане. Грузия пережила гражданскую войну, там 400 тысяч беженцев из Абхазии и Южной Осетии. А в Беларуси ситуация, конечно, лучше, но у нас сфера услуг, малый и средний бизнес значительно выше и качественнее. У нас государство вмешивается и контролирует 55-57% экономики, остальное – частный сектор. В Беларуси государство контролирует более 90% экономики. В целом, ситуация в Казахстане неплохая по сравнению с другими странами СНГ.
Что касается Европы или Америки, то, конечно, там уровень жизни выше, чем у нас. Но ведь и стратегическая цель нашей страны, поставленная Елбасы, – приблизиться к таким странам, войти в число тридцати самых развитых стран мира. Поэтому говорить, что такой перспективный и продуктивный Президент К. Токаев должен все менять – это неразумное суждение.
— В одном из интервью вы сказали, что знакомы с критикой в адрес власти в социальных сетях. Почему глас народа не доходит до ушей правительства?
— Вам было бы правильнее задать этот вопрос депутатам Мажилиса и Сената, ведь они – избранники народа. Почему они не поднимают все вопросы и проблемы пользователей социальных сетей? Разве это не наш народ, чьи жалобы мы должны выслушать?! Депутаты ведь представители этого народа, они обязаны защищать их интересы.
С другой стороны, в Администрации Президента, в министерствах и ведомствах есть соответствующие отделы и департаменты, которые внимательно отслеживают социальные сети и изучают общественное мнение. Так было во время моей работы в АП и Правительстве.
Тем не менее, вы задаете правильный вопрос. Есть над чем работать в этом направлении, этого нельзя отрицать. Как говорится в народе: «Кто скрывает свою болезнь, тот умрет». Глава государства это хорошо видит и четко понимает. Поэтому он поставил задачу построить «слышащее государство». Сейчас все чиновники вынуждены прислушиваться к ситуации, к настроениям в стране, к мнению граждан. Это находится под строгим контролем Администрации Президента и самого Президента. Поэтому я надеюсь, что в ближайшее время ситуация в этой сфере значительно улучшится.
— Ваши слова: «Слава Богу, у нас есть свобода слова». По вашему мнению, существует ли полная свобода слова в информационной и социальной сфере нашей страны?
— Ваши слова меня действительно удивляют! Я каждый день вижу и слышу эту свободу слова в социальных сетях! Свобода слова у нас чрезмерна, и есть немало случаев ее злоупотребления. Клевета, оскорбления, распространение заведомо ложных слухов – всего этого много. У нас прекратили отключать интернет, многие информационные порталы и сайты работают в полную силу.
С другой стороны, в ваших словах есть доля правды, особенно в отношении «бумажных» СМИ, получающих дотации из бюджета. Отдельные издания, например, газета «Жас Алаш», газета и портал «Қазақ үні» и другие, я бы сказал, поднимают острые проблемы, которые доставляют много хлопот правительству.
На мой взгляд, неотъемлемой частью свободы, ее другой стороной, является ответственность. Позвольте привести слова одного мудреца: «Возлюби Бога и делай, что хочешь!» То есть, если ты искренне поклоняешься Богу, ты не сможешь клеветать, злобствовать, оскорблять и совершать несправедливые поступки, ты будешь чувствовать ответственность за каждое свое слово.
— Вы хвалите Бауыржана Байбека. Как вы думаете, может ли Байбек как политическая фигура прийти к власти?
— Если Бауыржан Байбек достоин похвалы, почему бы его не похвалить?! К сожалению, у нас не так много чиновников такого уровня, которых можно открыто хвалить за работу. В одной из своих статей я отметил его конкретную работу на посту акима Алматы. Это – мое мнение, возможно, кому-то оно не понравилось. Но мне нравится, что он заново преобразил центр Алматы, убрал многие заборы, которые портили облик южной столицы, как он решил проблему множества платных парковок. В моих словах нет ничего лишнего и личного.
Считаю ли я его важной политической фигурой? Конечно. Он – заместитель председателя партии «Нур Отан» Нурсултана Назарбаева. Сейчас партия Елбасы проводит большую работу для победы на предстоящих парламентских выборах. Я верю, что он сможет это сделать. Мы иногда встречаемся и обмениваемся информацией, я высказываю ему свое открытое мнение по тем или иным вопросам. Он очень деятельный парень.
Вы спросили: «Может ли он прийти к власти?» Я не понял, о какой власти вы говорите? К. Токаев избран президентом страны и будет главой государства как минимум до декабря 2024 года. Сможет ли Б. Байбек или кто-то другой баллотироваться на пост президента в 2024 году? Откуда мне это знать?! В связи с пандемией и мировым экономическим кризисом я не знаю, что будет через полгода, а до 2024 года – кто будет, а кого не будет. Дай Бог, чтобы мы все вместе, взявшись за руки, дружно дожили до того дня!
— Вы – один из тех, кто выступал против парламентской республики. Вы и сейчас придерживаетесь того же мнения? Готовы ли вы и дальше бороться с теми, кто стремится создать парламентскую республику?
— Да, в нынешней ситуации я сторонник президентской республики. Это не означает, что я теоретически против парламентской республики. Просто сегодня настоящая парламентская республика – опасная утопия. У нас, на самом деле, сложная геополитическая ситуация в стране. Есть северные регионы, которые имеют скрытые связи с Россией. Есть наш Западный Казахстан, склонный к ситуациям, где иногда действуют внешние силы. Рядом находится Узбекистан с населением 35 миллионов человек, где ощущается нехватка территории. А в китайском Синьцзян-Уйгурском автономном районе проживает 12 миллионов уйгуров, несколько миллионов казахов-соотечественников, а также кыргызы и другие. Если обострится террористическая борьба за создание независимого уйгурского государства, то Китай может принять самые жесткие меры, и поток миллионов беженцев хлынет в Казахстан. У нас есть и другие скрытые угрозы и вызовы, и для Казахстана, девятого по площади государства в мире, жизненно необходима сильная «вертикаль» власти!
Еще один момент, о котором открыто говорил и глава государства, – мы должны усилить роль депутатов и Парламента в целом. Нам нужен справедливый Президент, сильный Парламент, мощное Правительство и независимые суды. Все это необходимо для сохранения единой президентской республики. У нас пока другого пути нет. По крайней мере, в ближайшем будущем так и должно быть.
— В нашей стране «финансовая грамотность» отстает. В чем секрет политиков, которые строят частные дома и ездят на дорогих машинах всего за один месяц? Или они «гиперграмотные»?
— Ваши вопросы очень интересны… Вы, честно говоря, не представитель средств массовой информации! Это ваша прямая обязанность – информировать народ обо всех таких фактах и событиях в жизни страны. В том числе, и о известных политиках, которые официально получают зарплату, но их реальные финансовые доходы намного выше. Если вы сможете это доказать, называйте их имена. Разоблачайте, как Навальный в России. Это даже входит в ваши обязанности. Конечно, вы должны быть уверены, что не проиграете, если дело дойдет до суда.
— Как бывший министр информации, я хочу сказать, что одна из главных задач сотрудников СМИ – не просто задавать вопросы, но и «открывать глаза» широкой публике, настойчиво искать правду. Ровно 35 лет назад на Апрельском пленуме ЦК КПСС М. Горбачев впервые произнес слова «перестройка» и «гласность». А вы в 2020 году задаете вопросы вскользь, сами не проводите журналистских расследований, не смотрите правде в глаза! Поэтому я хочу сказать вам: дорогие мои, пришло время все пересмотреть, перестроить, ведь прошло целых 35 лет! Будьте активными, смелыми, быстрыми. В стране эпоха духовного возрождения. Сегодняшнее общество ждет этого от вас. Сегодня нашему государству и народу нужна такая четвертая власть.
— Благодарим за беседу! Взаимоотношения между обществом и властью, открытый диалог – это признак добра. Спасибо за интервью на казахском языке, которое стало примером для многих, и за открытый диалог! Желаем вам всегда быть на высоте!