Известный театральный и кинорежиссер Талгат Теменов оставил запись на своей странице в социальной сети, в которой говорит о новом Казахском театре, строящемся в столице. Он выражает радость по поводу того, что строительство театра не останавливается в такой трудный период, и благодарит руководство страны. Мы сочли целесообразным представить читателям эту запись режиссера без изменений.
* * *
Впереди нас ждет праздник…
Когда у меня появляется свободная минутка, я всегда иду и смотрю на него со стороны. Смотрю и радуюсь. Он красив, как красавица, которая с каждым днем становится все выше и прекраснее. Это строящийся Казахский театр, большая часть работы уже завершена, осталось немного. Здание, которого долго ждали. Место, где он расположен, тоже великолепно. Рядом находится Национальный университет искусств, а если посмотреть прямо, то Аллея, ведущая к Белому дому. Да, завтра студенты Шабыта, учителя и преподаватели с нетерпением будут приходить в этот центр искусств. Сегодня я тоже ходил… Рабочие сновали туда-сюда, на их лицах были маски, работа шла полным ходом. Когда начался этот карантин, у меня была тревога: «Ох, что же будет… Остановится ли строительство?» Оказалось, я ошибался… Слава Богу… Наше государство, несмотря на трудности, ведет строительство.
Вспоминается… В 2018 году в Астане Елбасы Н. Назарбаев пригласил руководителей трех театров. У него было мало времени, множество дел… Однако то, что Нурсултан Абишевич сказал: «Я встречусь с представителями творческих коллективов, в том числе театров», было замечательно. Художественный руководитель Жастар театра Н. Жакыпбай, директор Русского театра им. М. Горького Е. Хасенов и я. Рядом с нами было 5-6 общественных деятелей страны: К. Султанов, М. Алтынбаев, К. Сагадиев, аким города А. Исекешев. Хотя день был прохладным, на площади у ЭКСПО собралось очень много людей. Девушки и юноши в национальных костюмах, охотник с беркутом, парни с борзыми – их лица сияли. Вдалеке молодежь каталась на алтыбакане. Шум, народ, волнующийся, как море, смеющиеся девушки и парни. Люди, встречающие Наурыз в Астане, были в приподнятом настроении. Играла музыка, и в день, когда тает самаркандский синий лед – Наурыз, астанчане с нетерпением ждали его. А мы были в казахском доме. В один момент через дверь вошел Елбасы Н. Назарбаев. Открытый, доброжелательный. На нем был национальный коричневый чапан, на голове – шапка. Все мы суетились, здороваясь. Пожелав друг другу «Наурыз құтты болсын», Елбасы спросил: «Ну, Талгат, как зрители в театре?» Я давно знаком с Елбасы. Еще в 1990 году он впервые принял меня, и я до сих пор помню, как мы тогда беседовали о творчестве, кино… После этого мы встречались много раз. И Нурсултан Абишевич ничего не забывает. Все помнит. Как будто видел вчера, как будто разговаривал вчера.
«Очень хорошо, Нурага», – сказал я. «Мы ставим спектакли 6 раз в неделю. В субботу и воскресенье у нас еще детские постановки, зрители не помещаются», – сказал я.
«Сколько мест в большом зале?» – спросил он.
«600-650», – ответил я. Конечно, Елбасы много раз занимался этим вопросом. Он был осведомлен о макете, эскизе и даже о технических аспектах. На первом эскизе театра не было внешних колонн. Тогда Нур ага сказал: «Внутри театра должны быть национальные элементы, а снаружи лучше классика». В столице достаточно красивых зданий. Но мне ближе театр «Астана-Опера» и Балет. Эти здания – Национальная гордость, национальный Бренд. Время пройдет. Я знаю, что эти здания, несомненно, войдут в число жемчужин мирового зодчества. Я верю, что наш театр войдет в эту категорию.
«650, говоришь?» – Елбасы улыбнулся мне.
«Построим, – сказал он. – Ты же видишь. Всему свое время. Теперь, даст Бог, начнем в этом году». От радости я чуть не закричал и не вскочил с места. Какая чудесная радость. Да, открытие этого театра было мечтой старшего поколения, начиная с Жакипа Омарова, Кадыра Жетписбаева, Азербайджана Мамбетова. Мы долго ждали этого момента. Это была большая радостная новость. Вся моя жизнь связана только с творчеством. Я не знаю, что такое бизнес. Я умею снимать кино, писать сценарии, пьесы, ставить спектакли. Но что бы я ни снимал, что бы ни ставил, я думаю о том, чтобы перед мной было только хорошее. Затем я размышляю об этом искусстве – театре и кино…
В прошлом году, 22 августа, Президент – Касым-Жомарт Кемелевич принял меня. Это была открытая, приятная встреча. Темой разговора был новый театр. Когда я вошел к Президенту, я не говорил о своих личных делах, как другие. Иначе мне бы не пристало сидеть и жаловаться: «У меня нет квартиры». Речь шла о социальном положении артистов, их зарплате, квартирах. И я представил эти вопросы в письменном виде Касым-Жомарту Кемелевичу. Вскоре в своем Послании народу в сентябре Президент упомянул об этих вопросах, то есть о повышении зарплаты учителям, врачам, библиотекарям и артистам театра. Это была очень радостная новость. Прошлой осенью я участвовал в Международном театральном фестивале «Арт-Орда» в городе Ош. Услышав, что зарплата казахстанских артистов будет повышена, кыргызские, узбекские, татарские, турецкие братья смотрели на меня с завистью и ревностью.
21 ноября 2019 года Первый Президент посетил наш Казахский театр им. К. Куанышбаева. Хотя я волновался, несмотря на то, что спектакль В. Ежова «Журавли летят» получил главный приз на международном фестивале «Золотой Витязь» в Москве. Нурсултан Абишевич посмотрел спектакль с большим воодушевлением. Он был очень доволен. Великая Отечественная война. Первая любовь. Военные песни. Талантливые артисты театра. После окончания спектакля Елбасы с удовлетворением поднялся на сцену. Теплые аплодисменты зрителей эхом разнеслись по залу. Нурсултан Абишевич с радостью сообщил о строительстве нового театра. Когда он сказал: «Даст Бог, в следующем году вы переедете в новое здание», аплодисменты в зале не прекращались. «Я собирался прийти в новое здание только один раз, но, поскольку Талгат пригласил, я пришел специально. Я знаю его давно», – сказал он. Это был очень радостный и особенный день в истории нашего театра.
В 1945 году в Алматы был открыт ТЮЗ. Новое здание было построено еще до окончания войны. Это жизнеспособность искусства. Когда началась Великая Отечественная война, в Алматы были эвакуированы «Мосфильм» и «Ленфильм». Впоследствии они объединились со студией Алматы, и была создана Объединенная Центральная киностудия. Здесь были сняты «Иван Грозный», «Черевики», «Она защищает Родину» и другие известные картины. И в эти трудные времена казахское искусство не угасло, а процветало. В истории театра тоже было много прекрасного. Разве не являются жемчужинами казахского искусства наши оперы «Чио-Чио-Сан», поставленные Натальей Сац и сыгранные Куляш Байсеитовой? Эта история – знак величия нашего духа в прошлые трудные времена.
Да, сейчас карантин. Это не беда, постигшая только нашу страну, это эпидемия, распространившаяся по всему миру, известно всем. Моя покойная бабушка говорила: «Мы ходили на праздники и в худшие времена». Это тоже временные трудности. Конечно, сидеть взаперти дома непросто. Что может быть лучше, чем общаться с близкими, заниматься любимой работой… Лично я считаю, что глава государства своевременно объявил этот карантин. Если посмотреть по телевизору, в Америке, Англии, Франции, Испании, Италии, соседней России эта эпидемия не останавливается. И сравнивать с другими невозможно. Не будем сравнивать! А мы хотим, чтобы плохая болезнь скорее исчезла. Главное, что страна не сломлена. Слава Богу. В двух главных городах уже два дня как начали открываться некоторые рабочие места. На улицах есть машины и люди. То есть, страна крепка, народ спокоен. Снова говоришь «Слава Богу».
Да, и эти дни пройдут. Мы обязательно победим и эту эпидемию. Только искренние пожелания от Аллаха. Хочу, чтобы наша страна как можно скорее благополучно прошла этот период. И еще хочу сказать, что в момент, когда мы должны показать, что мы единый народ, не поддаваясь слухам и лжи, я желаю нам только единства. Есть пословица: «Если четверо едины, то и то, что на небе, придет, если шестеро разрозненны, то и то, что во рту, уйдет». Нам сейчас нужны братское единство и благополучие. Свои слова я закончу стихотворением Толегена Айбергенова:
Несомненно, будет у меня один праздник,
Точный день сказать не могу.
Но… но…
Никого не оставлю, не верну назад.
Там будет такой клич, брошенный в середину:
Старик не сможет уйти, не спев ни одной песни,
Всех двадцатипятилетних заставлю кружиться,
Как говорится, впереди нас ждет праздник, это Праздник Искусства, Праздник Жизни… Дай Бог дожить до этого праздника в здравии!!!
С уважением, Талгат Теменов