Известный юрист, член Национального совета общественного доверия, директор Института европейского права и прав человека Марат Башимов опубликовал на своей странице в Facebook анализ законопроекта «О порядке организации и проведения мирных собраний», направленного в Сенат, сообщает Казинформ.
Представляем дословный перевод анализа Марата Башимова, разделенный по отраслям.
1. Законопроект соответствует международным договорам в области прав человека, в частности, статье 21 Международного пакта о гражданских и политических правах ООН. Потому что самое главное закреплено право на выражение воли «иметь право проводить мирные собрания». Порядок осуществления этого права установлен законом и не подлежит никаким ограничениям, кроме случаев, когда это необходимо в демократическом обществе в интересах государственной и общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц». Все старались придерживаться этой основной правовой нормы. Следует учитывать, что в Конституции Республики Казахстан также имеются статьи 32, 39, повторяющие эту норму Международного пакта. В целом, это соответствует принципам Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и рекомендациям ОБСЕ.
2. Презумпция проведения мирных собраний, изложенная в законопроекте, является одним из основных принципов, изложенных в Рекомендациях ОБСЕ о свободе мирных собраний. Кроме того, нашла отражение еще одна презумпция: «разрешено все, что не запрещено». Законопроект является одним из самых либеральных законов на постсоветском пространстве. Срок действия принципа уведомления о митингах – 5 рабочих дней. В Российской Федерации также действует принцип уведомления. Но там необходимо уведомить не позднее чем за 10 дней до проведения массового мероприятия. В Кыргызстане – 12 календарных дней, в Узбекистане этот порядок составляет 30 дней.
3. Кроме того, например, у нашего соседа, Российской Федерации, к организаторам митингов предъявляется ряд строгих требований. В России лицо, привлеченное к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями Кодекса об административных правонарушениях, не может организовывать митинги в течение определенного времени. Речь идет о гражданах, привлеченных к ответственности по статьям 5.38 (Нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях), 19.3 (Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника федеральных органов безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, или сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы, офицера войск национальной гвардии Российской Федерации), 20.1 (Мелкое хулиганство), 20.18 (Блокирование транспортных коммуникаций и т.д. В других странах существуют определенные ограничения).
4. У нас не так. Сами разработчики правительственной версии, изначально стремясь полностью обеспечить свободу волеизъявления граждан, не включили эту норму в законопроект. Если бы эта норма была включена, многим людям было бы запрещено организовывать мирные собрания.
5. Многие считают митинг только политическим собранием. Нет! Он может охватывать любой спектр защиты конституционных прав граждан – экономическую, социальную, культурную, образовательную сферы.
6. Для удобства организации, возможности использования инфраструктуры, соблюдения санитарных норм и правил, обеспечения безопасности организаторов и участников собраний должны быть специализированные места – расположенные в центральных частях городов. Вместе с тем, для открытости и объективности информации о специализированных местах акимат обязан опубликовать их перечень на своем интернет-ресурсе.
7. Предлагается легализовать возможность проведения пикетов в местах, не запрещенных законом. Перечень таких запрещенных мест будет ограничен объектами, имеющими стратегическое значение, а также местами, требующими соблюдения правил безопасности эксплуатации. Например, это могут быть железнодорожный, водный, воздушный и автомобильный транспорт, магистральные трубопроводы, линии связи и другие объекты.
8. Практически все положения, регулирующие деятельность журналистов, были исключены.
9. В качестве оснований для прекращения мирных собраний приведены такие ситуации, как, например, реальная угроза жизни и здоровью граждан, общественному порядку и общественной безопасности, причинение ущерба имуществу, в том числе вследствие превышения максимально допустимого уровня заполнения специализированного места. Теперь он носит четкий и демократический характер. Прежде всего, должен быть обеспечен общественный контроль.
10. Была проведена очень масштабная работа. Ее нужно только увидеть. Законопроект продвигался, несмотря на препятствия. Если бы мы продолжали настаивать, этот закон остался бы на годы в паутине согласований, поправок и различных этапов. Любой, кто понимает законодательную деятельность, скажет это.
11. Широкая общественность активно участвовала в обсуждении и разработке законопроекта. Он обсуждался на многих сайтах. Такое широкое участие гражданского общества позволило подготовить достаточно либеральный и прогрессивный документ. Также приняли участие члены Национального совета общественного доверия – Ерлан Саиров, Мухтар Тайжан, Асылбек Кожахметов, Мурат Абенов, Асхат Садырбай. Международные эксперты и представители международных организаций отметили, что закон был долго и всесторонне обсужден на всех участках. Более того, разработчик закона, не настаивая на своем, пытался обсудить вопрос с каждой стороной. Законопроект был изменен и приобрел очень либеральный характер. Были внесены нововведения. В целом, были высказаны различные точки зрения. Это было правильно. Были достигнуты компромиссы. Это показало баланс интересов.
12. Разработку законопроекта о мирных собраниях поручил глава государства Касым-Жомарт Токаев на заседании Национального совета общественного доверия. Если бы Президент не поручил, то и речи не шло бы о новых демократических механизмах регулирования.
13. Вскоре будет принят новый закон, и большинство проблемных вопросов должны уйти в прошлое. Все станет более доступным, безопасным и удобным. Безусловно, митинги станут обычным и простым явным для всех. Время покажет.
«Неизвестно, когда умрет коронавирус. Если закон не будет принят сейчас, то его придется принимать только осенью 2020 года или в 2021 году. Тогда закон, принятый в 1995 году, несомненно, вызовет гнев у многих людей. В таком случае стражи порядка, полиция и другие государственные органы будут вынуждены обращать внимание на нормы старого закона. Осень – время политического движения, подготовки к парламентским выборам. Они тоже поддержат наличие нового закона. Поэтому есть продвижение вперед. Это очень хороший процесс. После чрезвычайной ситуации новое правовое регулирование, похоже, облегчит многие проблемные вопросы, связанные со свободой слова», — подытожил Марат Башимов.