На селекторном совещании Правительства под председательством Премьер-Министра РК Аскара Мамина рассмотрен вопрос обеспечения продовольственной безопасности и создания товаропроводящей системы. О плане реализации проекта доложили министр торговли и интеграции Бакыт Султанов и министр сельского хозяйства Сапархан Омаров, сообщает сайт primeminister.kz со ссылкой на «Ұлт ақпарат».
По словам министра торговли и интеграции Б. Султанова, в целях обеспечения продовольственной безопасности страны необходимо обеспечить потребность населения в качественных товарах аграрного и пищевого производства, стабилизировать цены на продовольственные и социально значимые товары, повысить производительность отечественного производителя, развивать эффективную логистику сельскохозяйственной продукции и расширять ее экспортные каналы.
«Мы должны понимать, что расходы на хранение и логистику казахстанских товаров должны стать нашим конкурентным преимуществом, а не «обузой» при доставке на внутренние и внешние рынки», — сказал Б. Султанов.
Текущее состояние продовольственной безопасности характеризуется, во-первых, отсутствием качественной инфраструктуры для длительного хранения. Это увеличивает затраты сельхозпроизводителя.
Во-вторых, несогласованность объектов торгово-логистической инфраструктуры между собой затрудняет товарный путь до потребителя.
В-третьих, устаревшие форматы торговой инфраструктуры не позволяют эффективно распределять продукцию и стабилизировать цены на длительный период.
Как отметил министр торговли и интеграции, спрос на внутреннем рынке закрывается отечественными продовольственными товарами. Однако существующая инфраструктура, несовершенная логистика, непроработанные действия участников товарооборота приводят к значительному росту цен. Каждый гражданин страны ощущает такую ситуацию, особенно в межсезонье.
«Ежегодно с февраля по май, когда запасы прошлого урожая исчерпываются, а новый урожай начинает поступать из соседних стран, мы наблюдаем высокую волатильность цен. Это, в свою очередь, негативно влияет на инфляцию. Необходимость создания системы правильного хранения и реализации продовольствия, производимого в стране, связана с большими потерями производителей», — сказал Б. Султанов.
По данным Министерства сельского хозяйства, дефицит овощехранилищ по стране составляет около 70%, а в некоторых регионах этот показатель достигает 90%. Это приводит к потерям продукции и невозможности ее длительного хранения.
Так, потери овощей и фруктов составляют 19%, мясной и молочной продукции — 5%. Это означает, что все затраты предпринимателя влияют на конечную стоимость продукции. Что касается торговой инфраструктуры, то в настоящее время в стране функционирует 750 рынков, большинство из которых (51%) являются нестационарными.
Как отметил Б. Султанов, недостаточность современных зон отгрузки (сейчас это называется «кросс-док»), позволяющих оперативно загружать товары, и температурных складов напрямую влияет на цены. На действующих рынках отсутствует информационная система контроля товарных потоков.
При этом механизм доступа производителей к полкам становится основой искаженной цены, несправедливой торговой наценки и необоснованного роста цен в определенные периоды.
«Ажиотаж, возникший в связи с введением карантина в наших городах, выявил эти проблемы. Для оперативного и системного решения указанных проблем предлагается создать национальную товаропроводящую сеть, состоящую из единого комплекса оптово-распределительных центров. Эта экосистема будет интегрирована в торговую инфраструктуру республики, формируя отдельный экономический кластер, приближающий производителя и потребителя, а также единый механизм», — сказал Б. Султанов.
Ядром системы являются оптово-распределительные центры, разделенные по торговой и распределительной функциям.
Деятельность оптово-распределительных центров будет предоставлять специализированные услуги от хранения и переработки продукции до распределения и реализации. Эта инфраструктура позволит создать эффективные транспортно-логистические каналы для основных направлений доставки продукции. Также будут осуществляться экспортно-импортные операции в Евразийский экономический союз, Центральную Азию и Китай, что расширит рынок сбыта.
По словам министра торговли, сеть оптово-распределительных центров станет связующим звеном между основными участниками товаропроводящей системы и объединит производителей, поставщиков и продавцов в единый кластер. Предлагаемая система полностью соответствует мировым трендам. Однако при изучении ведущих мировых систем, таких как Rungis и Mercas, было отмечено, что государство играет ключевую роль в создании торгово-логистической инфраструктуры.
Например, во Франции только один из 20