ru.ult.kz
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
ru.ult.kz
No Result
View All Result

Главная страница » Вторая Республика » Серик Абикенович. О Абае

Серик Абикенович. О Абае

Редакция Ult.kz by Редакция Ult.kz
15 мая, 2020
in Вторая Республика
0

В областной газете «Жетысу» Алматинской области опубликована статья известного журналиста Серика Абикенулы под названием «О Абае», представляющая новый взгляд на поэта. В своем исследовании автор, следуя по стопам Ильяса Жансугурова, обращает внимание на гармонию Абая с Исой (пророком Иисусом), Абая и Будды, Абая и Сократа, Абая и Ксенофонта, а также Абая и Толстого, предлагая глубокие размышления. «Ұлт порталы» представляет полную версию статьи вниманию читателей по случаю 175-летия великого поэта.

О Абае

«Главный поэт казахов Абай – философ, поэт глубокий, истины» Ахмет («Қазақ»), «Абай – философ из казахов» Жусупбек («Абай» журналы), «Абай – покровитель человечества, мудрец» (Екеу). Вот так националисты, поднимая Абая, представляли его как глубокого философа, обладающего научным трудом на пути философии, имеющего собственную, новаторскую и системную философскую мысль. Под влиянием этой репутации, у многих, кто не критиковал Абая, сформировалось представление об Абае как о «философе». (Абай Кунанбайулы. Полное собрание. 1933 г. С. 53.)

Владелец этого мнения – Илияс Жансугуров. Илеке, который считал его своим учителем, по-особому воспринял полное собрание сочинений поэта. Потому что в книге 1922 года была допущена ряд ошибок, о чем он писал в статье «Книга Абая», опубликованной 8 мая 1923 года в газете «Тілші». В той публикации он исправил около двадцати ошибок в избранном сборнике, изданном Халелом Досмухамедовым, и говорил о «стремлении к полному сбору и плодотворному изданию».

Вот эта цель была достигнута в 1933 году. Илеке, написавший более 60 страниц введения к сборнику, включающему шестьдесят два произведения, анализирует творчество поэта в 22 разделах, таких как «Религиозный Абай», «Абай-служитель и Абай-богач», и высказывает свои мысли. В разделе «Философия Абая» он выступает с критикой националистов. Мы видим, что он вынужден был излагать идеи Маркса и Энгельса, находясь в их среде. Потому что на странице 54 он говорит: «Однако из этого не следует понимать, что в написанных Абаем словах нет материалов философии. В написанном Абаем есть материалы философии». Илияс Жансугуров четко определяет, откуда черпает мудрость Абай: «Философия старой Евразии и Аравии, русских, греков, турок, их мыслители, богословы, мнения мудрецов, Айса, Будда, Мухаммед, Сократ, Толстой – вот источник мудрости Абая» (с. 53).

Теперь перейдем к тому, как эти учения, упомянутые Илеке, проявляются у Абая.

Сократ, Ксенофонт и Абай

Пришел царь к мудрецу Аристотелю:
– Все эти богатства мира не насыщают.
Есть ли что-то, что может насытить эту жадность?
Подумай и найди! – сказал он.
Мудрец взял земли с земли,
Насыпал ее в горсть и бросил на кость.
Кость упала на землю,
А кость осталась наверху. («Из поэмы «Искандер».)

Мы узнаем о Сократе, жившем примерно за век до Аристотеля, который так объяснил царю Искандеру, что человеческий глаз насыщается только землей, из 27-го слова назидания. Оно называется «Слово мудреца Сократа». Эта мысль взята у Ксенофонта, его книга была издана в Киеве и Петербурге в 1870-х годах. Часто высказывается мнение, что поэт прочитал этот труд в Семипалатинской библиотеке, и на него повлияли Михаэлис и Долгополов.

Допустим. Важно то, как Ксенофонт и Абай передали диалог Сократа и Аристодема. Бахыт Габдуллин в своей статье «Абай и Сократ» (https://abaialemi.kz/kz/post/view?id=972) подробно рассказывает о сходстве судеб и характеров двух личностей. А мы хотим остановиться на одном моменте из диалога. Сократ: «Ну, тогда, когда Творец создал человека, он дал ему органы чувств для пользы, глаза, чтобы видеть, уши, чтобы слышать. Разве не очевидно, что все это нужно ему? Он дал глаза, чтобы видеть, если бы не было глаз, разве мы наслаждались бы красотой мира? Поскольку глаза сами по себе нежны, он дал веки, чтобы открывать и закрывать их по мере необходимости. Он дал ресницы, чтобы защитить от ветра и пыли. Поскольку лобные волосы должны были защищать глаза от пота, он дал брови, которые также служили этой цели. Если бы не было ушей, разве мы могли бы наслаждаться звуками, музыкой, пением? Если бы нос не чувствовал запахов, разве мы могли бы наслаждаться вкусом сладкого или горького в мире? Разве все это не для нашей пользы?» (Разве тебе не кажется, что тот, кто изначально сотворил людей, дал им органы, посредством которых они все чувствуют, – глаза, чтобы видеть, что можно видеть, уши, чтобы слышать, что можно слышать? «Ксенофонт «Воспоминания о Сократе» книга I, глава 4).

Слово «хауаси хамса заһри» в этом отрывке еще больше украшает мысль Абая. Хауас – чувство, хамса – талисман, заһри – глубокое знание (основа), таким образом, у Абая возникает понятие «когда ты сделаешь глубокое знание талисманом для своего чувства», и он ставит выше сознание человека, которому изначально даны уши, глаза, нос, веки, брови. Хотя твои глаза открыты, твой разум может быть слеп, и хотя твои уши слышат, твое сердце может быть неверующим и упрямым. Кредо творчества Абая – это полностью развитый человек, с открытыми глазами и пробужденным разумом.
Сократ: Глупые люди живут, чтобы есть и пить, а люди с пробужденным разумом едят и пьют, чтобы жить.

Абай: Когда ребенок рождается от матери, он рождается с двумя видами нрава: один – это желание есть, пить, спать. Это – страсти тела, без них тело не может быть гостиницей для души. И оно не растет, не набирает силы. Другое – это желание знать (7-е слово).

Сократ: Интересно, что любой человек может назвать количество своих овец, но не может сразу вспомнить количество своих друзей, они не имеют никакой ценности.

Абай: Стало известно: казахи не заботятся о покое, науке, знаниях, справедливости, а заботятся о скоте, но не знают, как его добыть, знают только как обмануть богатых или как их расхвалить, а если не дают, то воюют с ними. Если у них есть скот, они не считают постыдным воевать с отцом. (5-е слово).

У Сократа есть еще одно слово: «Тот, кто хочет сдвинуть мир, должен сначала сдвинуться сам». Абай тоже стремится к этому, чтобы казахский мир сдвинулся, развивался, чтобы нация пробудилась, стремилась вперед.

«Человек рождается плача, умирает печалясь. Между этими двумя моментами, не зная, где находится радость этого мира, подглядывая друг за другом, хвастаясь друг перед другом, растрачивает драгоценную жизнь впустую, бесполезно, и когда приходит конец, не может купить даже один день жизни за все свое богатство.

Обман, подглядывание, попрошайничество, унижение людей – дело без искусств. Сначала уповай на Бога, затем опирайся на свою силу, трудись честно, и земля даст тебе, не оставит тебя голодным». (4-е слово).

Так развивается диалектика, берущая начало от Сократа и продвигающая мышление человека, у Абая.

Айса, Будда, Абай

Альберт Эйнштейн сказал: «Религия, искусство и наука – ветви одного дерева». Это сказано гораздо позже Абая. Мудрец относится к религии с величайшей мудростью. Его труды подобны совокупности всех религий, выпавших на долю человечества, и философии мыслителей в истории человечества. Например, в стихотворении «Сам Бог истинен, и слово Его истинно»:

Любовью создал человечество,
Ты тоже люби того Бога, что слаще души.
Люби всех людей, как братьев,
И это есть путь истины, справедливости, – говорит он. Говорится, что через три любви он хотел раскрыть цветок веры. «Люби всех людей, как братьев» встречается во всех религиях. Например:

«Любите друг друга братской любовью от всего сердца…» (Евангелие от Иоанна, Послание к Римлянам 12:10 – Рим 12:10:)

Вторая книга Евангелия «Новый Завет» состоит из четырех канонических Евангелий, четвертое из которых принадлежит благочестивому Иоанну Богослову. Он проповедовал любовь человека к Богу, Бога к человеку, человека к человеку. Перед смертью этот святой дал человечеству одно завещание: «Братья мои, любите друг друга!»

Девятое из десяти завещаний, оставленных Буддой своему народу: не имей зла в сердце, не ненавидь людей, люби всех. Почему «Люби всех людей»? Потому что «создал человечество с любовью», мы едины по происхождению, «О, люди! Воистину, Мы создали вас из одного мужчины и одной женщины (Адама и Евы)…» (Сура Худжрат, аят 13).

А кто брат? «Сын отца – враг человека, сын Адама – твой брат» (37-е слово). Творец этих восемнадцати тысяч миров един, только понимание о Нем разное. Поэтому Бог не может ненавидеть созданного Им человека, не может жестоко наказывать его. У нас преобладает описание отношений между Богом и человеком, как между Тарасом Бульбой или Иваном Грозным и его сыновьями. Известно, что гневный отец жестоко наказывает своего сына, даже убивает его. Мы часто слышим проповеди о том, что только тот, кто поклоняется Богу без возражений, попадет в рай. Мы слепо киваем в сторону ислама, зная, что человек, говорящий это, не понимает происхождения слов «раб» и «поклонение». Раб – в средневековом казахском понимании – это всего лишь слуга, наемный работник.

Например, многие султаны, попавшие в плен, становились рабами Бориса Годунова, «…бесчисленные ханы, захватив своих султанов, сделали их своими рабами» (4. Джамигат-Таварих). Известно, что некоторые из этих «рабов» были правителями в Орде Касыма. То есть, казахский «раб» – это не несчастный, которому отрезали уши и выкололи глаза, а слуга, вассал. Поскольку это понятие было чуждо казахам, которые брали плату за масло коня, за приплод скота, и имели свои права и нужды, то для раскрытия значения слова «раб» у других народов, к нему добавили арабское слово «кутун», и так появилось «кул-кутан». Таким образом, когда говорят «Поклоняйся Богу!», это означает «Служи благу Творца, будь милосерден, ищи науку, будь образован, не причиняй вреда человеку, держи сердце чистым, живи богоугодно и т.д.».

Вы скажете, у казахов есть выражение «раб с отрезанными ушами», но это тоже не наше: «Если купишь раба… пусть он работает на тебя шесть лет, а на седьмой год отпусти его на свободу бесплатно. Помни, что ты сам был рабом в Египте и получил свободу только с помощью своего Бога. Если он пришел один, пусть получит свободу один… Если раб скажет: «Я люблю своего господина, жену и детей, не пойду на свободу», то его господин приведет его к Богу и проколет ему ухо у порога, и он останется рабом навеки…» (Вторая книга Моисея. Второзаконие. Заповеди.)

Как вы видите, корень «раб с отрезанными ушами» – это «раб с проколотыми ушами». Религия в понимании таких мудрецов, как Абай, – это вершина мудрости, вечный ключ, смысл творения. Стремление понять этот смысл побуждало к размышлениям таких гигантов, как Абай и Шакарим. Та же сила вела Сократа, Ксенофонта, Аристотеля, и других мудрецов, чьи имена вписаны в мировую историю. Творчество Абая можно сравнивать не только с произведениями Толстого, Шопенгауэра, Ницше, которые много использовали «Екклесиаст» и «Притчи Соломона» Сулеймана, но и с неизвестным по времени написания «Сказанием о Билаукаре и Будасафе». В оригинале, написанном на арабо-персидском языке, а позже адаптированном христианами, рассказывается о том, как отшельник Билаукар посеял семена человечности в Будасафе. В этой очень древней записи есть много примеров отвращения ко злу, ненарушения человечности, внутренней чистоты. Семь легенд, которые позже стали пищей для многих писателей, также происходят из этого сказания. Одна из них – о мудром царе, которого осудили его слуги за то, что он подал руку нищим в рваных одеждах.

«…После этого царь приказал сделать четыре лодки. Две из них он приказал обшить золотом, украсить серебром, положить внутрь трупы и заколотить золотыми гвоздями. А две другие он приказал наполнить золотом и серебром, заколотить и снаружи обмазать черной смолой и дегтем. Привязав все четыре к берегу, он позвал своих слуг, которые его осуждали, и узнал их мнение о золотых и смоляных лодках. Слуги, восхищаясь блестящими лодками, сказали, что они вышли из рук искусного мастера, а те, что покрыты черной смолой и дегтем, они посчитали дешевыми. Узнав это, – сказал царь, – вы судите по внешнему виду, доверяя глазам. Вы мыслите слишком узко, если бы глаза сердца были открыты, вы бы заглянули внутрь и оценили. После этого царь приказал открыть крышки золотых лодок. Повсюду распространился трупный запах, слуги, испугавшись, схватились за головы. Те, кто хвастался своим блестящим одеянием и задирал нос, имеют такое гниющее нутро, – сказал царь. Затем он приказал открыть неприглядные лодки, покрытые смолой. Они были полны жемчуга и драгоценных камней, повсюду распространялся приятный аромат. Зна

Previous Post

Национальный музей проведет акцию «Ночь музеев» в онлайн-формате

Next Post

Пиримкулов объяснил, как должны расходоваться средства, поступающие от экологических платежей.

Next Post

Пиримкулов объяснил, как должны расходоваться средства, поступающие от экологических платежей.

Свежие записи

  • Сколько дней отдыхают казахстанцы на День независимости и Новый год? 12 декабря, 2025
  • Какие важные мероприятия пройдут в Алматы ко Дню независимости? 12 декабря, 2025
  • Какие имена были самыми популярными для детей в 2025 году? 12 декабря, 2025
  • В стране раскрыты крупные преступления, включая торговлю детьми и «элитный эскорт» 12 декабря, 2025
  • В Акмолинской области религиозная группа пропагандировала «свободные половые отношения» (ВИДЕО) 12 декабря, 2025
  • Жительница Ленгера столкнулась с тяжёлыми осложнениями после удаления зуба в неизвестной стоматологии 12 декабря, 2025
  • Отвлёкся на телефон: в Алматы водитель автобуса сбил девушку на пешеходном переходе 11 декабря, 2025
  • Трагедия на железной дороге: грузовой поезд сбил четырёх человек 11 декабря, 2025
  • Сколько дней отдыхают казахстанцы на День независимости и Новый год? 11 декабря, 2025
  • «Она легла в больницу только потому, что у неё не шло молоко»: в Алматы умерла женщина после родов 11 декабря, 2025

Рубрики

ULT TV U magazine Актуальное Без категории В мире Вторая Республика Год рабочих профессий Духовность Защита Интересное Комментарии Культура Национальная история Национальное искусство Общество Политика Постtimes Преступление Регионы Спорт Экономика и бизнес
Құрылтайшы: «Tengri Gold» ЖШС
2012-2021 © Ұлт порталы
ҚР Ақпарат және қоғамдық даму министрлігі Ақпарат комитетінің №KZ71VPY00084887 куәлігі берілген.
Авторлық және жарнама құқықтар толық сақталған.

Сайт материалдарын пайдаланғанда дереккөзге сілтеме көрсету міндетті. Авторлар пікірі мен редакция көзқарасы сәйкес келе бермеуі мүмкін. Жарнама мен хабарландырулардың мазмұнына жарнама беруші жауапты.

Рубрики

  • U magazine
  • ULT TV
  • Актуальное
  • Без категории
  • В мире
  • Вторая Республика
  • Год рабочих профессий
  • Духовность
  • Защита
  • Интересное
  • Комментарии
  • Культура
  • Национальная история
  • Национальное искусство
  • Общество
  • Политика
  • Постtimes
  • Преступление
  • Регионы
  • Спорт
  • Экономика и бизнес
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.

No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.