ru.ult.kz
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
ru.ult.kz
No Result
View All Result

Главная страница » Роль сферы образования и науки в будущем должна быть четко осознана — Президент Казахстана

Роль сферы образования и науки в будущем должна быть четко осознана — Президент Казахстана

Редакция Ult.kz by Редакция Ult.kz
27 мая, 2020
in Без рубрики
0

Слово Главы государства Касым-Жомарта Токаева на третьем заседании Национального совета общественного доверия

Уважаемые члены Национального совета!

Сегодня мы собрались в особой ситуации.

Пандемия коронавируса внесла существенные изменения в наш рабочий порядок.

В настоящее время наша страна прошла пик пандемии.

Однако борьба с инфекцией еще не окончена.

Коронавирус существенно изменил ценности современного мира.

Возросла значимость системы здравоохранения, самообеспечения, солидарности и ответственности.

В соответствии с этим произойдут кардинальные изменения в государственной службе и во всех сферах общественной жизни.

Пандемия стала большим испытанием и для нашей страны.

Народ Казахстана никогда не склонялся перед трудностями.

И в этот раз мы показали прочность нашего единства.

Я верю, что благодаря изобилию и солидарности мы с достоинством преодолеем любое испытание.

Уважаемые участники собрания!

Наша работа, проделанная до сегодняшнего заседания, имеет конкретные результаты.

Несколько дней назад я подписал новый Закон «О порядке организации и проведения мирных собраний в Республике Казахстан».

Главная особенность этого документа – отныне для проведения мирного собрания не требуется получение разрешения.

Его можно проводить, предварительно уведомив.

Я считаю, что этот закон внесет большой вклад в дальнейшее развитие общественно-политических отношений демократическим путем.

Благодарю депутатов за детальное рассмотрение законопроекта.

Совместная работа имеет огромное значение.

Новый закон полностью обеспечивает конституционное право граждан на проведение мирных собраний.

Готовятся и другие законопроекты, входящие в первый пакет политических реформ.

Также я подписал документы, вносящие изменения в законы о выборах и о политических партиях.

Мы внедрили институт парламентской оппозиции.

Упрощены требования к регистрации политических партий.

Политические партии, участвующие в выборах, будут выделять тридцатипроцентную квоту для женщин и молодежи.

Граждане в значительной степени поддержали нормы об исключении клеветы из числа уголовных преступлений и гуманизации статьи 174 Уголовного кодекса.

Кроме того, есть конкретные результаты по другим вопросам.

Квота на привлечение иностранных рабочих сокращена на сорок процентов.

Счетный комитет начал публиковать аудиторские заключения проверок, проведенных в государственных органах.

В Акмолинской, Костанайской, Восточно-Казахстанской и Мангистауской областях постепенно возвращаются государству неиспользуемые пастбищные земли.

Этого мы добились путем мониторинга из космоса.

Все это лишь часть мер, реализованных по инициативе Национального совета.

Благодарю всех за активное участие в обсуждении актуальных вопросов в этот непростой период.

Национальный совет за период около года проработал и реализовал весьма важные и масштабные реформы.

Национальная модель общественного диалога показала свою эффективность.

Сейчас нам необходимо определить повестку дня на предстоящий период.

Для любого государства человеческий капитал стал главным мерилом.

В этой связи вопрос квалификации приобретает особое значение.

Каждый гражданин своим личным достижением вносит вклад в успех, рост и процветание всей страны.

Поэтому сегодняшнее заседание мы посвятили вопросу развития основных направлений человеческого капитала.

Это – сфера образования, науки и здравоохранения.

Новая реальность требует кардинального реформирования системы образования и науки.

Теперь очевидно, что значение этой сферы возрастет.

Даже сама экономика будет от нее зависеть.

Мы должны четко понимать будущую роль сферы образования и науки.

Всю государственную политику будем осуществлять в соответствии с этим.

Необходимо пересмотреть реформы, реализуемые по Государственной программе развития образования и науки до две тысячи двадцать пятого года.

Следует учесть, что до две тысячи двадцать пятого года средства, выделяемые на сферу образования, увеличатся в шесть раз, а на науку – в семь раз.

А теперь остановлюсь на вопросах, требующих особого внимания и проработки.

Уважаемые коллеги!

Казахстан серьезно отстает от развитых стран по результатам международной оценки уровня знаний наших учащихся.

Можно привести множество объяснений подобного отставания. Но основная причина в недостаточности выделяемых на образование средств, а также в отсутствии системности и продуманности реформ в этой исключительно важной сфере. По сути дела, образование – это важнейшая отрасль экономики.

Что касается недостаточности выделяемых на образование средств, то, конечно же, этому есть причины – «Көрпеге қарай көсілу қерек». Надо жить по средствам, но в среднем мы тратим на одного учащегося менее 1 тысячи долларов в год, тогда как страны-лидеры первой десятки рейтинга PISA на одного учащегося тратят от 10 до 14 тысяч.

Я не случайно заострил на этом внимание. Базовым условием качества образования является школьная инфраструктура, соответствующая современным санитарным нормам и стандартам оснащенности и эргономики.

Казахстанской школе необходимы хорошо оборудованные и небольшие по количеству учащихся классы. Многое уже делается. По Госпрограмме образования к 2025 году планируется построить 800 новых школ более чем на 650 тысяч мест, 114 интернатов для сельских опорных школ, более 700 спортивных залов.

В рамках реализации Дорожной карты занятости уже в этом году запланировано строительство 80-ти новых, реконструкция 16-ти, проведение ремонта 1700 объектов образования.

Как вы видите, в нашей программе отсутствуют проекты так называемого «имиджевого» характера, международного масштаба. Основные средства мы направляем на развитие абсолютно прикладных отраслей, прежде всего, образования и здравоохранения.

Важно, чтобы задача по инфраструктурному развитию решалась не только за счет государства, но и с помощью государственно-частного партнерства. Иначе, с учетом нашей положительной демографической динамики, мы всегда будем в роли догоняющих.

Все необходимые нормативные и правовые механизмы для проектов государственно-частного партнерства имеются.

В то же время считаю необходимым проработать вопрос повышения финансовой привлекательности инвестиций в образовательную инфраструктуру. Следует рассмотреть возможность повышения нормативов подушевого финансирования, изменения сроков, сумм и структуры затрат, возмещаемых по проектам ГЧП.

При правильном подходе это обеспечит решение двух задач: инвестиции в образование и расширение сбыта для наших строительных компаний.

Следующая важная задача – сокращение разрыва между городскими и сельскими школами. По данным PISA, в настоящее время разрыв составляет 1,5 года.

Все дети независимо от места проживания или социального статуса должны иметь доступ к качественному образованию. Надо сказать, что в целом ряде государств подобного рода тенденции, то есть разрыв в образовании между городским и сельским населением, существуют. Здесь, конечно же, ситуацию надо видеть абсолютно трезво, реалистично, но и драматизировать не стоит. Нужно принимать меры.

Для сокращения разрыва предстоит обеспечить сельские малокомплектные школы квалифицированными педагогическими кадрами.

Приняв программу «Дипломмен – ауылға», молодежь не едет в село.

Сейчас в селах один учитель преподает три-четыре предмета.

Дети разного возраста вынуждены сидеть вместе на одном уроке.

В системе оплаты труда сельских учителей этот вопрос не учитывается.

Поэтому эту ситуацию нужно постепенно исправлять.

Будем дальше совершенствовать работу школ-интернатов. Это крайне необходимо.

К две тысячи двадцать пятому году должно быть построено более ста интернатов, рассчитанных на одиннадцать тысяч мест.

Безопасность детей в учреждениях образования также является очень актуальным вопросом.

По моему поручению акимы обеспечат все школы системой видеонаблюдения.

Также создадут условия, соответствующие современным санитарным требованиям.

Эти меры будут реализованы до конца года.

Уместным является выдвижение инициативы о введении в обществе единой программы по профилактике насилия среди учащихся и суицида.

Это – болезненный вопрос.

В связи с этим министерство и экспертное сообщество должны разработать комплексные решения.

* * *

Еще один фактор, напрямую влияющий на качество образования, – статус и профессионализм педагогов.

Поддерживаю предложение о том, что мы должны всячески с государственной позиции поддерживать статус наших педагогов, сделать их очень известными людьми, уважаемыми в нашем обществе. Мы сейчас учредим специальную медаль. Это государственная награда, которая будет посвящена труду наших педагогов. Кроме того, учреждается новая медаль «Халық алғысы», которой также будут награждаться люди, которые плодотворно работают в образовании, здравоохранении и социальной сфере в целом.

В соответствии с моим поручением в течение 4 лет предусмотрено увеличение оплаты труда педагогов в 2 раза.

Важно обеспечить и качество преподавания. Опыт перехода на дистанционное обучение обнажил как недостатки в подготовке кадров, так и большой потенциал такой формы обучения при условии изменения системы подготовки педагогов и повышения их квалификации.

Действительно, дистанционное обучение выявило новых героев в сфере образования. Мы видели передачи по известным телеканалам «Балапан», «Ел арна». Видели, как наши педагоги ведут уроки, и некоторые из них, безусловно, заслуживают уважения и поощрения.

Модернизация педагогического образования должна обеспечить 100-процентное обновление учебных программ, включение специального модуля по IT-компетенциям, современным методикам и технологиям преподавания.

Необходимо поэтапно повышать требования для поступления на педагогические специальности.

Для повышения их привлекательности следует повысить стипендию для будущих педагогов с 26 до 42 тысяч тенге.

Предстоит также обеспечить профилизацию вузов и колледжей, осуществляющих подготовку кадров по педагогическим специальностям через усиление квалификационных требований.

Педагогов должны обучать и готовить специальные вузы. Думаю, что министерство образования примет соответствующее решение в этом направлении. Я, в принципе, поддерживаю, предложение о том, чтобы в целом наши вузы были бы условно поделены на так называемые «лиги», как это существует в футболе, то есть первая, вторая, третья лиги, и они могли бы конкурировать, соперничать друг с другом. Конкуренция в образовании, экономике или какой-либо другой сфере – это, безусловно, прогрессивное явление, стимулирующий фактор.

* * *

Требует совершенствования система управления и финансирования образования.

По моему решению с 2021 года управление районными отделами образования и их финансирование переходит на уровень области.

Вместе с тем в последнее время растет количество вопросов о порядке назначения руководителей учреждений образования.

Правительству предстоит разработать новую понятную и прозрачную систему назначения директоров детских садов, школ, колледжей.

Внедрение института ротации и аттестации директоров также должно повысить эффективность управления.

В целом, я за то чтобы ротация существовала в каждой сфере. Мы должны обновлять кадры, чтобы не было разговоров о так называемых «потерянных поколениях».

Образованные, профессионально подготовленные, патриотично настроенные, психически адекватные молодые люди, как и люди среднего возраста, должны ротироваться в системе государственной власти. Их нужно рекрутировать в систему государственной власти, будь это Парламент, Правительство, акиматы и т.д.

Я призываю искать новые таланты. Я призываю искать людей профессионально подготовленных, патриотично настроенных с тем, чтобы мы могли бы использовать их таланты в системе государственной власти.

Сейчас мы говорим о том, что будем реформировать государственную службу, создавать государственный аппарат качественно нового уровня, и, конечно же, нам понадобятся для этого новые люди. Поэтому соответствующие ведомства, Агентство по делам государственной службы, Администрация Президента должны заниматься этой проблемой.

Профессия учителя особенная, поэтому их должны готовить вузы, создающие особые условия.

Требуется модернизация управления сферой образования на всех уровнях. Следует развивать коллегиальные органы управления – наблюдательные и попечительские советы.

* * *

Система раннего развития наших детей также не соответствует международным стандартам. Мы должны активно развивать дошкольное образование, обеспечивать преемственность программ со школьной.

В ближайшее время охват детей от 3 до 6 лет дошкольным воспитанием и обучением будет доведен до 100 %.

Вместе с тем, у нас пока нет полноценной модели дошкольного развития. Правительству следует разработать ее до конца года.

Нам также следует обеспечить максимальный охват детей дополнительным образованием. Это крайне важно для реализации спортивного, творческого, интеллектуального потенциала наших детей, для их гармоничного роста. В этих целях важно расширить охват, поддержать частную инициативу.

Государственный заказ должен производиться в частных организациях дополнительного образования на максимально выгодных условиях. Особенно это касается сельской местности, малых и моногородов.

* * *

Далее. Необходимо активно развивать техническое и профессиональное образование.

В рамках проекта «Жас маман» мы обновляем материально-техническую базу 180 колледжей. Программой бесплатного профессионального технического образования ежегодно охвачены 100 тысяч студентов.

Отдельного внимания требует молодежь категории NEET, дети из малообеспеченных, многодетных семей, сельская молодежь.

Правительству нужно проработать вопрос по увеличению государственного заказа на подготовку кадров с техническим и профессиональным образованием, в том числе для данных категорий.

Другими важными реформами в ТиПО должны стать внедрение академической самостоятельности, переход на кредитную систему, введение подушевого финансирования.

Наша система профессиональной ориентации должна учитывать будущие потребности рынка труда в пределах 10-15 лет.

Для этого министерство образования должно полноценно внедрить «Атлас новых профессий и компетенций» в качестве компонента системы профессиональной ориентации.

Еще одним важным компонентом системы образования и воспитания могли бы выступить Вооруженные силы.

Помимо исполнения воинского долга служба в армии должна давать определенные профессиональные навыки для дальнейшей гражданской жизни.

Министерствам образования и обороны следует проработать данный вопрос. Прошу членов Совета также дать свои предложения с точки зрения использования потенциала Вооруженных сил для передачи молодому поколению профессиональных знаний.

* * *

Введение карантина и режима изоляции показало, что работоспособных систем дистанционного образования у нас в полном объеме пока нет.

В будущем подобные кризисы могут повториться. Поэтому следует в ускоренном порядке урегулировать вопросы дистанционного обучения как на законодательном, так и на методологическом и организационном уровнях.

Одним из наиболее важных инструментов при переходе на дистанционное обучение являются электронные учебники.

Министерство образования и науки должно подготовить план поэтапного перевода учебников на цифровой формат с закреплением прав на безвозмездное пользование ими за данным ведомством.

Наболевший вопрос – качество учебников. Вопрос поднимается регулярно, он далеко не праздный – от качества учебников зависит качество образования. Это аксиома.

Поэтому требования к научно-практической экспертизе и апробации учебников следует кардинально повысить. Это приоритетная задача министерства образования. Учебники у нас очень низкого уровня.

Кроме того, поручаю на законодательном уровне закрепить ответственность разработчиков за качество учебников.

Подготовил плохой учебник, не «пошел он в жизнь» – разработчик данного учебника должен нести ответственность. По-другому никак нельзя.

* * *

Думаю, сейчас многие понимают, насколько важен труд всех преподавателей.

Мы предусмотрели меры поощрения учителей в рамках закона «О статусе педагога».

Однако на практике зарплата преподавателя высшего учебного заведения осталась ниже зарплаты учителя.

В связи с этим Правительство должно рассмотреть вопрос повышения заработной платы преподавателей выс

Previous Post

В Мактаарале засевают хлопок узбекской техникой.

Next Post

Казгидромет: На юге ожидается сильная жара, на севере — град

Next Post

Казгидромет: На юге ожидается сильная жара, на севере — град

Свежие записи

  • Мурат Абенов: «Внутри банков сидят предатели и преступники» 25 декабря, 2025
  • Подводить итоги года — это не достижение, а рост 25 декабря, 2025
  • Азат Перуашев: «Токаев – человек года» 25 декабря, 2025
  • Тренды 2026 года: AI и социальные сети — интервью с экспертом 25 декабря, 2025
  • В Усть-Каменогорске задержан подозреваемый, который обманом завладел 9 млн тенге под предлогом покупки жилья 24 декабря, 2025
  • «Я родилась в СССР»: администратор ресторана вызвала резонанс в сети 24 декабря, 2025
  • На съезде партии Baytaq выгнали члена партии 24 декабря, 2025
  • Певец Торегали Тореали может вернуться исполнять айтыс 19 декабря, 2025
  • В Актобе скончались мать и младенец: родственники обвиняют сотрудников скорой помощи 19 декабря, 2025
  • В области Жетысу похищено более 212 млн тенге, выделенных на ремонт Дома культуры 19 декабря, 2025

Рубрики

ULT TV U magazine Актуальное Без категории В мире Вторая Республика Год рабочих профессий Духовность Защита Интересное Комментарии Культура Национальная история Национальное искусство Общество Политика Постtimes Преступление Регионы Спорт Экономика и бизнес
Құрылтайшы: «Tengri Gold» ЖШС
2012-2021 © Ұлт порталы
ҚР Ақпарат және қоғамдық даму министрлігі Ақпарат комитетінің №KZ71VPY00084887 куәлігі берілген.
Авторлық және жарнама құқықтар толық сақталған.

Сайт материалдарын пайдаланғанда дереккөзге сілтеме көрсету міндетті. Авторлар пікірі мен редакция көзқарасы сәйкес келе бермеуі мүмкін. Жарнама мен хабарландырулардың мазмұнына жарнама беруші жауапты.

Рубрики

  • U magazine
  • ULT TV
  • Актуальное
  • Без категории
  • В мире
  • Вторая Республика
  • Год рабочих профессий
  • Духовность
  • Защита
  • Интересное
  • Комментарии
  • Культура
  • Национальная история
  • Национальное искусство
  • Общество
  • Политика
  • Постtimes
  • Преступление
  • Регионы
  • Спорт
  • Экономика и бизнес
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.

No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.