Нация, не знающая своей истории, имеет туманное будущее
«Если народ не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то ей становится легко исчезнуть. Народ, который не хочет быть униженным среди других народов мира и чье племя не хочет исчезнуть, должен постичь летопись своего народа на уровне веры». Эти слова были сказаны нашим народом в свое время Алашским деятелем Алиханом Бокейхановым.
Для любой нации осмысление своей истории — это не только самопознание, но и огромная ответственность в плане воспитания достойного поколения. Уроки горьких и сладких событий прошлого предостерегают от ошибок в будущем. Бедствия, постигшие казахов в XX веке, полная тайна которых еще не раскрыта, связаны с репрессиями и голодом. Всестороннее исследование и достойная оценка трагедий, произошедших в годы независимости, являются важным условием нашего становления как нации. Нурсултан Назарбаев писал: «Несмотря на огромные потери, наш народ сохранил свой уникальный национальный облик и благородные качества. Он не поддался жестокости, не утратил вековую мудрость. Но наша страна никогда не забудет эти ужасные испытания, через которые она прошла».
Действительно, от гнета большевиков пострадали и другие народы СССР, в том числе и сами русские. Жестокость репрессий: если один человек был арестован, то страдала вся его семья. Супруг был обвинен в «жене изменника Родины» и отправлен в лагерь, дети — в детские дома. Сколько семей было таким образом разрушено, родители разлучены с детьми, братья с сестрами. На территории Советского Союза существовало несколько женских лагерей, такой жестокости не мог придумать даже Гитлер. Только из одного такого концлагеря, расположенного в Казахстане, АЛЖИР (Акмолинский лагерь для жен изменников родины), прошло около 18 тысяч женщин.
Однако ни одна страна в истории не подвергалась такому насилию, как казахи, потерявшие почти половину своего национального состава. Например, известно, что на Украине, входившей в состав Советского Союза, также был страшный голод. От него погибло около 3,5-4 миллионов человек. В то время население Украины составляло около 30 миллионов человек. Следовательно, по сравнению с численностью населения республики, голод в Казахстане имел невообразимые масштабы.
А почему же репрессии на нашей земле проходили в столь ужасающих условиях? Причина одна – большевики, объявив советскую власть, не избавились от колониального мышления и хотели сломить дух непокорного народа, сломать его хребет. После национально-освободительного восстания 1916 года казахи провозгласили свое национальное правительство Алаш. Борьба за независимость продолжалась. В 1918 году, когда автономия Алаш была ликвидирована и национальная интеллигенция подверглась массовым репрессиям, борьба за свободу не прекращалась. Только по официальным данным, в 1928-1932 годах в Казахстане произошло 372 восстания против советской политики, в том числе конфискации скота и земель, насильственной коллективизации, непосильных налогов.
Москва преследовала следующие цели в подчинении казахов: в политической сфере: уничтожение языка и самосознания казахского народа, лишение его политической независимости и суверенитета, реализация плана «Малый Октябрь» в Казахской степи; в социально-экономической сфере: превращение Казахстана в сырьевую базу СССР, насильственное переселение местного населения и внедрение социализма; в сфере межнациональных отношений: проведение кампании русификации через ассимиляцию.
В результате такой агрессивной политики, по данным известного ученого-демографа Макаша Татимова, в XX веке в период гражданской войны, искусственного голода, репрессий и Второй мировой войны погибло около 3 миллионов 850 тысяч казахов.
Долгие годы советская тоталитарная система пыталась скрыть свои преступления против человечества и человечности. Любые исследования и статьи о подлинной истории казахов XX века сжигались, их авторы преследовались во второй-третьей волнах репрессий. Имена и произведения деятелей Алаш были полностью стерты с бумажных носителей. Тем не менее, в условиях жесткой цензуры национальные интеллектуалы делали все возможное, чтобы донести правду. Среди авторов, писавших на тему голода и репрессий в казах