Кыргызская Республика на протяжении более года вновь и вновь поднимает вопрос о ситуации на казахстанско-кыргызской границе.
До настоящего времени Казахстан безуспешно призывал соседей к комплексному решению вопроса прозрачности перемещения грузов с использованием цифровых технологий, обмена данными по перемещаемым транспортным средствам, применения электронных пломб на грузовые автомобили и другими способами.
С начала прошлого года по текущий месяц через казахстанско-кыргызскую границу в направлении Казахстана и России проследовало около 80 тысяч грузовых автотранспортных средств. Из них 1547 транспортных средств подверглись аналитической проверке. В результате по 1505 случаям выявлены грубые нарушения налогового законодательства Казахстана. Например, в Казахстане и России были указаны лжепокупатели, товары, пересекшие таможню, не соответствовали товарам, указанным в сопроводительных документах. В результате дополнительно начислено налоговых платежей на сумму более 5 млн. долларов США.
Несмотря на указанные факты, продолжая поднимать вопрос о «мифических препятствиях», Бишкек «не прислушивается» к конструктивным предложениям Нур-Султана. Такое поведение наших коллег порождает справедливые подозрения в намеренном отказе от добросовестного сотрудничества с целью недопущения легального перемещения товаров из КНР на территорию стран ЕАЭС, в первую очередь потребительских товаров. Об этом свидетельствуют чрезмерное обострение данного вопроса, информационные атаки и рассмотрение данного вопроса в рамках ВТО, хотя он не имеет к нему никакого отношения.
Свидетельством того, что вопрос «чрезмерно обострен», может служить и хронометраж двустороннего пересечения пограничных пунктов пропуска. Например, в соответствии с пропускной способностью пунктов пропуска одновременно досмотр могут проходить 20 автомобилей, при этом контроль на казахстанской стороне границы занимает 20-22 минуты, из которых 3-5 минут уходит на сканирование документов для налогового контроля. Это закреплено в протоколе двусторонней встречи рабочих групп Республики Казахстан и Кыргызской Республики, состоявшейся 3 июня 2020 года.
При этом наблюдаемое в последние месяцы определенное скопление автотранспортных средств на казахстанско-кыргызском участке границы связано с рядом объективных причин.
Первое, из 7 автомобильных пунктов пропуска функционируют только 5 в связи с пандемией COVID-19. Несмотря на пандемию, Казахстан не закрыл все пункты пропуска для грузовых перевозок, а лишь сократил количество действующих пунктов пропуска с соблюдением установленных санитарно-карантинных норм.
В связи с улучшением эпидемиологической ситуации, на сегодняшний день принято решение в ближайшее время возобновить работу всех пунктов пропуска. Например, с сегодняшнего дня начнет свою работу пункт пропуска «Сыпатай — Батыр», что позволит облегчить работу действующих пунктов пропуска и ускорить прохождение грузовых автомобилей через границу.
Министерство торговли и интеграции Казахстана сообщило: «Решение о закрытии пунктов пропуска было принято Казахстаном с целью недопущения завоза и распространения коронавирусной инфекции. Вопросы эпидемиологического благополучия относятся к вопросам национальной безопасности, что входит в