Представляем вашему вниманию статью Главы государства Касым-Жомарта Токаева, опубликованную в газете «Егемен Қазақстан».
Если государство сильно, то и радость будет устойчивой. На стыке тысячелетий, в вихре веков, на просторах Великой степи было создано молодое государство нового типа. Были возвращены ценности, утраченные в тяжелые времена казахами, чьим предком был Алаш, а юртой – дерево; было восстановлено утраченное, и вместе со свободой начала складываться светлая летопись, полная ярких моментов.
Выполнение этой знаменательной миссии выпало на долю великого сына нашего государства, первого Президента независимого Казахстана, Елбасы Нурсултана Абишевича Назарбаева – ему было суждено возглавить страну, входящую в первую десятку крупнейших по территории государств мира, чья необъятная земля богата природными ресурсами как на поверхности, так и в недрах, страну, которая при отделении от Советского Союза обладала стратегически важным значением и имела на вооружении огнестрельное оружие. Как говорится, «умный руководитель не допустит потерь». Осознавая вес тектонических политических изменений, произошедших на карте мира в девяностые годы прошлого века, Елбасы сумел последовательно отстаивать национальные интересы Казахстана и возглавил страну с целью вывести молодое государство в число 30 развитых стран мира за эти тридцать лет. Наш путь стал стремительным. В народе говорят: «Быть главой – нелегко, начинать – трудно». В этом отношении Казахстан – страна, сумевшая найти мудрого руководителя в период смены общественных формаций.
Путь истории не всегда бывает прямым и гладким. У эпохи, полной поворотов и неожиданностей, всегда много критиков. А людей, способных на конкретные и смелые действия, мало. Такие личности меняют ход истории, ведут новый век вперед. Вот Нурсултан Абишевич – уникальный реформатор, смело смотрящий в завтрашний день благодаря своей исключительной силе воли, государственный деятель, признанный миром! Это решительная личность, создавшая собственными руками собственную историю независимого государства! Наш Елбасы достиг высот, почитаемых лидерами и политическими деятелями самых могущественных стран мира, и наша страна стала влиятельным и авторитетным членом международного сообщества. Это феномен Нурсултана Назарбаева, который в трудные и сложные времена сплотил народ в единстве и согласии, провел его от старых представлений к рыночному обществу и сделал активным участником мировой экономики.
С момента моей первой встречи с Елбасы прошло уже 35 лет. Нурсултан Абишевич прибыл в Китай в сентябре 1985 года, будучи Председателем Совета Министров Казахской ССР. В то время я работал в посольстве. Тогда мы все были очень впечатлены обширными знаниями главы правительства, его смелыми мыслями о ситуации, сложившейся в период тоталитаризма, и стройностью его речи во время переговоров с китайской стороной. После неформальной беседы с сотрудниками посольства, длившейся всего два с половиной часа, когда мы собрались вместе, я сказал своим коллегам: «Пожалуй, мы беседовали с будущим лидером Казахстана». Через пять лет Нурсултан Назарбаев возглавил наше государство.
Одно из первых кадровых решений Первого Президента Казахстана на заре независимости определило и мою судьбу. В своей книге «Беласу» я написал: «Этот человек с большим сердцем поверил в мои способности и дал мне возможность без остатка посвятить их служению Казахстану, моей родине».
За годы моей работы заместителем Генерального секретаря Организации Объединенных Наций я много раз слышал высокие оценки Нурсултана Назарбаева от всемирно известных политиков. Я гордился за наш народ.
Нурсултан Абишевич Назарбаев, ставший не только Президентом, но и близким, родным сыном для народа, родился в семье простых тружеников, получил образование в казахской школе, закалился, выплавляя чугун на заре своей трудовой деятельности. Он рано достиг высоких целей, подобных величественным вершинам Алатау, где родился и вырос. С юных лет он думал о нуждах людей, был близок к интеллигенции, так как сам играл на домбре и хорошо знал народное наследие. Организаторские способности и огромная любовь к труду привели молодого руководителя на самую вершину системы управления. В июне 1989 года он стал первым секретарем Центрального Комитета Компартии Казахстана, а в апреле 1990 года Верховный Совет избрал его Первым Президентом Республики Казахстан. Таким образом, он проявил себя как самый молодой и влиятельный руководитель в масштабах СССР, одной из самых влиятельных стран в мировой геополитике того времени.
Нурсултан Назарбаев, как опытный политик, прекрасно чувствовал, что великая страна распадается, а ее дом шатается. Поэтому в тот критический момент, находясь среди лидеров Союза, он действовал вне рамок официальных договоренностей и проявил себя как сторонник интеграционных процессов. Эта позиция легла в основу создания СНГ при распаде могучей державы. Учитывая, что с образованием новых государств произошел «югославский сценарий», это было поистине дальновидное решение, предотвратившее потенциальное кровопролитие.
Перед независимым Казахстаном стоял судьбоносный выбор. Молодое государство должно было определить свое место в мировой геополитике. Елбасы вспоминает об этом так: «Каким будет Казахстан? Станет ли он мостом между Азией и Европой? Или превратится в ось «Север – Юг»?
Чтобы понять значение и исторический масштаб реформ, проводимых Главой государства, достаточно представить себе положение страны в то время. Советское общество оставило независимому Казахстану в «наследство» разваленную экономику, остановившиеся предприятия и сельское хозяйство, бедность, безработицу. Все это усиливало социальное напряжение, и в любой момент могла возникнуть нестабильность внутри страны. Также является правдой, что многие политики и эксперты того времени с большим сомнением смотрели на будущее нашей страны. По их мнению, экономические, демографические трудности и юридически не закрепленная граница Казахстана якобы нанесут ущерб подлинной независимости страны. Однако мудрая и решительная политика Первого Президента развеяла подобные необоснованные выводы. Сколько усилий потребовало одно только закрепление границы!
Конечно, одним из первых шагов, сделавших Нурсултана Абишевича известным на мировой политической арене, стал Указ о закрытии Семипалатинского ядерного полигона. В те годы возникали вопросы: какую выгоду даст Казахстану обладание ядерным оружием такой могущественной в военном отношении державы, как СССР, или же вспыхнет очаг нового конфликта? Ведь ядерный арсенал, находившийся в распоряжении страны, позволял войти в первую четверку мира по этому показателю. Однако благодаря политической воле Елбасы казахская нация, как народ, сильно пострадавший от ядерных испытаний, выступила с инициативой нераспространения оружия массового уничтожения.
Решение Первого Президента было положительно воспринято и международным сообществом. Ряд государств, поддержавших инициативу Казахстана, закрыли свои ядерные полигоны, превратившие ясный день в ад, и продолжают оказывать поддержку.
Например, после закрытия Семипалатинского полигона прекратили работу Новоземельский полигон в России, полигон «Невада» на территории США, полигон французов в Тихом океане и китайский ядерный испытательный полигон Лобнор. Четвертый по величине в мире ядерный потенциал, насчитывающий более 110 баллистических ракет с 1200 ядерными боеголовками, способными достичь любой точки земного шара, был обезврежен совместно с США и Россией. В сентябре 2006 года, наряду с другими странами региона, было подписано Семейское соглашение о создании безъядерной зоны в Центральной Азии. К соглашению присоединились около 200 государств, более 150 из которых ратифицировали его. 29 августа, день, когда Президент подписал Указ, в честь этой мирной инициативы отмечается как Всемирный день действий против ядерного оружия. Мы должны активно продолжать эту мирную инициативу.
Елбасы – дальновидный политик, призвавший своих коллег с трибуны ООН к использованию атомной энергии в мирных целях. Этот вопрос поднимался еще на первой Ассамблее в 1946 году, но страны мира не прекратили гонку вооружений. Поэтому решительное слово и дело Первого Президента совпали, и он положил начало систематической работе по нераспространению оружия массового уничтожения в мире. Кроме того, Нурсултан Назарбаев не остался равнодушным к проблеме глобального потепления и привлек внимание мира к Аральской проблеме, ставшей головной болью не только Центральной Азии, но и всего человечества. Ведь соль, поднявшаяся с высохшего дна моря, достигла северного полушария. Сегодня русло Малого Арала наполнилось, его соленость снизилась, и рыбные хозяйства вновь ожили; для остановки песка, поднимающегося с дна моря, на большой территории высаживаются саксауловые леса. В связи с этим он внес очень актуальное предложение о составлении реестра мировых экономических проблем для содействия в борьбе с экологическими катастрофами. Тем самым он внес вклад в усиление роли ООН в регулировании мировых отношений и решении общих проблем человечества.
Как объединяющая нацию великая личность, он посвятил все свои силы утверждению и укреплению концепции независимости. Находясь среди гигантов Евразийского континента, он придерживался пути посредничества через дружественную дипломатию. Он принял твердое решение, основанное на словах предков: «Не держи зла, если держишь народ, не держи зла». Конечно, найти путь между двумя частями света – Европой и Азией, между двумя цивилизациями – западной и восточной культурой, между двумя системами – тоталитаризмом и демократией – это огромное политическое мастерство, характеризующееся проницательностью и дальновидностью. Елбасы, объединив общие для общества качества – азиатские традиции и западные инновации – из этих далеких мировоззрений сформировал основу государства нового типа. Сегодня весь мир знает Казахстан как участника динамичной интеграции и мирную страну. Это результат огромного труда и исключительной дальновидности Елбасы. На этом пути он установил официальные и неофициальные связи с несколькими поколениями лидеров таких гигантских стран, как США, Россия, Китай, а также стран Европы и Азии, и внес огромный вклад в определение места Казахстана в международном сообществе.
Нурсултан Назарбаев сам был движущей силой и гарантом всех реформ. Поэтому большинство его начинаний были успешно реализованы. По его инициативе страна перешла от плановой экономики к рыночной. Были проведены коренные реформы во всех государственных структурах. Переход от жестко централизованной системы к свободному рынку в стране, где демократические традиции еще не устоялись, а правовой порядок не был закреплен, был постепенным, трудным и сложным. Это был большой и рискованный шаг, предпринятый Нурсултаном Абишевичем.
Генеральный секретарь НАТО Дж. Робертсон позже вспоминал: «Мы хорошо понимаем, насколько трудно Президенту Назарбаеву было разрушить прошлое и продолжить подлинные реформы внутри страны, адаптироваться к быстро меняющейся международной обстановке». Именно в такой переходный период Елбасы пришлось решать одновременно противоречащие друг другу задачи. С одной стороны, он занимался решением насущных проблем населения – тепло- и электроснабжение городов и населенных пунктов, а с другой – определял долгосрочные стратегические планы развития государства. На первом этапе стояла задача либерализации экономики, тесно связанной с жесткой властной системой. Он прекрасно понимал, что для проведения запланированных изменений с минимальными затратами и усилиями необходима сильная исполнительная власть и личная ответственность перед народом и историей. Именно в это время были проведены самые сложные реформы. Было проведено несколько этапов приватизации. В результате производство ожило, была осуществлена финансовая и макроэкономическая стабилизация, создана бюджетная и налоговая система, обуздана инфляция, обеспечен минимально достаточный уровень качества жизни населения.
Одним из важнейших дел, которое Президент возглавил, стало введение национальной валюты. Была создана собственная финансово-экономическая