Сингапурский великий реформатор Ли Куан Ю в своем труде «От третьего мира к первому. История Сингапура» пишет, что если нужно построить дом или отремонтировать двигатель, можно посмотреть в книге, а вот книги о создании государства практически нет.
Известно, что при создании нового государства под названием Казахстан также не было никаких учебных пособий. Несомненно, сегодняшние успехи страны связаны с именем Нурсултана Назарбаева. Была ли у Назарбаева конкретная стратегия по управлению новым государством, созданным в тени могучего Советского Союза? Если да, то как он ее разработал?
Первая стратегия
После обретения суверенитета 16 декабря 1991 года Казахстан объявил реформы своим официальным политическим курсом. С этого момента в стране началось постепенное осуществление перехода от политической системы советского образца к новой системе, основанной на демократических принципах. Когда мы начали «двигаться вперед», многие окружающие нас факторы были неблагоприятными. Страна переживала системный социально-экономический кризис, в результате которого произошел спад в промышленности, гиперинфляция. Смена экономической формации привела к резкому снижению уровня жизни населения. При этом не было даже зачатков рыночной экономики, что являлось одним из предпосылок осуществления политических реформ.
Многие из вновь образовавшихся молодых республик бывшего Советского Союза, столкнувшись с множеством проблем вместе с обретением независимости, сосредоточились на том, что еще рано думать о стратегии, а прежде всего необходимо справиться с повседневными заботами. В отличие от них, в начале 1992 года Н. Назарбаев, в основном занимаясь неотложным решением повседневных проблем, приступает к разработке программы «Становление и развитие Казахстана как независимого государства». К разработке программы были привлечены различные специалисты, и первая стратегия независимого государства была опубликована 16 мая 1992 года. Этот документ показал, что Казахстан переходит от плановой экономики к рыночным отношениям. Дискуссии по обсуждению стратегии в тогдашнем Верховном Совете были очень жаркими. Следует отметить, что первая стратегия развития Республики Казахстан была разработана в условиях опасного вакуума, образовавшегося в регионе после краха советской идеологии. Как и жители других республик, казахстанцы были растеряны, впали в уныние, возникла жажда новых ориентиров и идеалов. Нельзя было допустить, чтобы они, сосредоточившись на мелкой, сиюминутной выгоде, потеряли будущее страны и свое место в жизни.
Назарбаев, которому едва исполнилось 50 лет и который обладал большими амбициями, в 1994 году выдвинул «немыслимую» для того времени идею о переносе столицы. Для страны, охваченной горем, это была «фантастическая» идея. Можно было понять сопротивление депутатов того времени. Если взглянуть на те времена с высоты сегодняшнего дня, то это было время хаоса: экономика, зависящая от рубля, пустой государственный бюджет, развалившееся производство, не созданная армия, не принятые законы, представители других национальностей, нацелившиеся на свою историческую родину, а казахи из аулов, устремившиеся в города, оставив села пустыми. Сейчас, конечно, мы понимаем, насколько необходимой была эта идея. А тогда ее принятие было очень трудным.
Мировые страны начали признавать Казахстан, мы создали собственную армию, приняли самостоятельную валюту, конституцию и государственные символы. Если взглянуть на логику политических реформ, проводившихся в этот период, то фактически произошло превращение из парламентской республики в сильную президентскую республику. Конечно, критики утверждают, что в этот период Н. Назарбаев добился суперпрезидентской системы правления. Тем не менее, усиление президентской формы правления было крайне необходимо для проведения интенсивных реформ в тот период. Благодаря этим реформам были выполнены неотложные меры государственного управления.
В 1995 году был разработан проект новой Конституции, и 30 августа на всенародном референдуме около 90 процентов населения одобрили его. Таким образом, государственное устройство получило надежную политико-правовую основу. Согласно Конституции, независимый Казахстан был провозглашен демократическим, светским, унитарным, социально-правовым государством, президентской республикой. Президент стал высшим должностным лицом, определяющим основные направления внутренней и внешней политики, был создан новый профессиональный парламент, состоящий из высшего законодательного органа – Сената и Мажилиса.
Стратегия 1992 года стала важным механизмом противодействия крайне опасному социальному сценарию для страны. Стратегия 1992 года, впервые сформировавшая новый политический курс молодого государства, стала фундаментом государственного строительства в последующие годы. Многие стратегические направления, указанные в том документе, были полностью развиты в период реализации стабильности и поворотов в экономике и политике последующих лет. Эту первую стратегию можно оценить как стратегию «выживания».
Стратегия «Прийти в себя»
В 1997 году Нурсултан Назарбаев, выступая на сессии Ассамблеи народа Казахстана в городе Акмола, дал поручение разработать программу развития страны на ближайшие двадцать-тридцать лет. 10 октября 1997 года программа «Казахстан-2030: Процветание, безопасность и рост благосостояния всех казахстанцев» была с большими надеждами встречена как общественная стратегия. В это время мир восхищался успехами «азиатских тигров» – Южной Кореи, Тайваня, Сингапура, Малайзии, которые совершили большой скачок в экономическом развитии. Вдохновленный успехами этих стран, Елбасы, в соответствии с казахским пониманием, видел Казахстан как благородного и священного горного бар