Раздел II
…Поехали дальше.
Позже я вышел из состава экспертного совета. Потому что я разочаровался в стиле работы и методах госпожи Сарсеновой. Например, мне не понравилось, как проходили заседания экспертного совета…
Во-первых, руководитель Центра не должен был в них участвовать. Он не должен вмешиваться в работу экспертов. Недопустимо ни поощрять «нужные» проекты, ни, наоборот, просить экспертов «избавить» его от слишком назойливых кандидатов. (Например, он несколько раз умолял: «Спасите меня от Смагула Елубая»). Иначе он будет мешать членам совета и оказывать на них психологическое давление. А в экспертном совете Центра в основном сидят культурные, воспитанные люди. Они не могут прямо сказать Гульнаре Болатовне: «Уходите». Тем более человеку, который им платит…
Лично я много раз был в составе жюри международных фестивалей, знаю, как они работают. Руководителям фестивалей, не говоря уже об обычных организаторах, не положено даже приближаться к членам жюри. Как решают жюри – это их профессиональная деятельность, их задача. До последнего момента никто не должен знать результат их обсуждения. Таков простой порядок.
Каковы еще причины моего ухода из совета?
Я не хотел в этом участвовать. Не хотел «замараться». Не все члены экспертного совета могли быть осведомлены о сомнительной деятельности Центра, которая, возможно, велась совместно с Министерством культуры. Но я и тогда, и сейчас считаю, что в обоих упомянутых ведомствах работают в основном случайные люди.
Я говорил об этом в первой части своей заметки о Центре. Сегодня речь пойдет о Министерстве культуры. На мой взгляд, предпринимается попытка целенаправленно превратить Казахстан в страну бездарей. Как? Давайте сначала разберемся в сути проблемы.
За последние 28 лет в стране сменилось столько министров культуры. На этом посту побывали самые разные люди. Мне приходилось общаться со многими из них. Совокупный эффект от деятельности всех этих министров – больше отрицательного, чем положительного. Таких личностей, как Узбекали Жанибеков или Камал-ага Смаилов, сейчас нет…
Многим, наверное, помнится, как на первом заседании Национального совета общественного доверия при Президенте РК я призывал руководство страны уделить особое внимание культуре (фрагменты того заседания до сих пор есть в социальных сетях). В частности, я предлагал выделить значительные средства на сферу культуры, а не только остатки. Оказалось, я ошибался. Все эти годы на культуру выделялось достаточно денег. Только эти средства не доходили до артистов, режиссеров, сценаристов, гримеров, осветителей, монтажеров, библиотекарей, писателей, деятелей театра… То есть, не попадали в руки тех, кто «создает» эту культуру. Поэтому наши артисты стесняются говорить о своей зарплате, идут на всякую дешевую работу на телевидении. Бегают с тоя на той, и ради копеек вынуждены тамадовать. Осветители ставят свет на этих торжествах, наши операторы снимают свадьбы, художники делают декорации для них. Короче говоря, все, кто занимается культурой и просвещением в нашей стране, вынуждены искать подработку, чтобы прокормиться. Это понятно: ведь они не видят денег, выделенных государством. Нужны доказательства?
Вот они. Все это взято из открытых источников.
В период с 1994 по 2019 год в Казахстане было проведено несколько административных реформ, в результате которых ответственность за повышение культурного уровня казахстанцев, формирование и реализацию информационной, молодежной и языковой политики, обеспечение общественного согласия, развитие спорта и туризма была возложена на различные государственные органы. В связи с этим для объективного анализа целесообразно суммировать средства, выделенные на эти цели из республиканского бюджета.
Итак, с 1994 по 2019 год на культуру, искусство, спорт и информацию из республиканского бюджета было выделено 1,5 трлн. тенге – (с учетом колеблющегося курса национальной валюты) в долларовом исчислении эта сумма составляет 8,6 млрд. долларов США. Для сравнения, эта сумма сопоставима с объемом ипотечного кредитования в стране или, скажем, с дефицитом бюджета Казахстана (например, в 2020 году дефицит бюджета РК составил 1 598 123 151 тенге, что составило 2,1% ВВП).
Кроме того, эти средства – за четверть века – составили чуть более трети от общих расходов, направленных на обеспечение обороноспособности страны (5,045 трлн. тенге) или сферы образования (5,27 тр