По предложению Союза писателей Казахстана было принято специальное постановление Правительства, согласно которому 10 августа – день рождения мудреца – объявлено «Днем Абая».
Таким образом, Абаю исполняется 175 лет. Если бы мир не был охвачен эпидемией, в эти дни в Жидебае и Каскабулаке проходили бы грандиозные торжества. Однако, несмотря на пандемию, работа по систематизации наследия Абая, донесению его до народа и популяризации на мировой арене не прекратилась. Сегодня мы сочли целесообразным кратко остановиться на образе Абая в театральном мире. Если бы крылатое выражение «Каждый актер хочет сыграть Гамлета» было обращено к мастерам казахского театра, то немногие из наших актеров не хотели бы стать «Абаем». Говорить со сцены как Абай, смотреть на мир глазами Абая – это, вероятно, требует такой же ответственности, как и является великой честью.
«Абаю» 80 лет
В этом году исполняется 80 лет со дня постановки спектакля «Абай» в нынешнем Казахском государственном академическом театре драмы имени М. Ауэзова. 30 октября 1940 года первый профессиональный режиссер казахской национальности Аскар Токпанов поставил спектакль «Абай» и впервые вывел Абая на сцену. Постановка, посвященная 20-летию образования Казахской Республики, стала первым представлением образа Абая зрителям в истории казахского театра. В то время роль Абая исполнил знаменитый актер Калибек Куанышбаев, снискавший любовь публики. Путь, проложенный К. Куанышбаевым, впоследствии стал образцом для многих известных актеров. Об этом известный театровед, ученый, преподаватель Багыбек Кундакбаев говорил: «Появление плеяды актеров, сыгравших роль Абая, является закономерным продолжением уникального пути, проложенного К. Куанышбаевым. Начиная с его близкого друга Капана Бадырова, и далее – покойного Ыдырыса Ногайбаева, и сегодняшних, младших и старших – Амангельды Исмаилова, Мулика Суртибаева, Толеубека Аралбаева, Анвара Боранбаева, Аширали Кенжеева – в образе Абая, созданном каждым из них, есть вклад, соответствующий их способностям и таланту…». Да, от той постановки до нас дошли лишь легенды, а исчерпывающей информации крайне мало. Даже видеозаписей многих более поздних постановок «Абая» нет. В воспоминаниях современников о жизни Калибека Куанышбаева с восхищением пишут о том, как он раскрывал образ Абая с эпическим размахом. Мы знаем, как театровед Аширбек Сыгай изливал душу: «От него можно многому научиться, перенять пример, узнать и изучить назидательные моменты. Поэтому, возможно, будущая школа Калибека – Каллекея будет заключаться в постижении и раскрытии таинственных глубин этого великого пути. Один только образ Абая, воплощенный Каллекеем, чего стоит! А его великолепная манера речи на сцене могла бы утолить жажду слуха казахского зрителя…».
За эти 80 лет в театре Ауэзова зрителям было представлено около десяти постановок, посвященных Абаю.
Ауэзов: «Абай – это не твоя роль»
Вторым, кто возродил «Абая» в театре Ауэзова, был легендарный деятель Шахен Айманов. Из статьи Капана Бадырова известно, что репетиции этой постановки затянулись. Сам Ауэзов приходил посмотреть ход подготовки, резко критиковал работу Айманова и сам вмешивался в переработку пьесы и сокращение сцен постановки. Что же сказал Ауэзов? Он совершенно не одобрил пьесу, составленную режиссерами из двухтомного романа «Абай», и отстранил от постановки Айманова, игравшего роль Абая.
«Вы не смогли составить одну пьесу из богатого двухтомного материала, вы похожи на плотника, который не может вытесать один кол из длинного бревна.
В первом акте Абая в молодости блестяще сыграл Атакельды Исмаилов. А со второго акта Абая играл ты, Шахен. Считаешь ли ты это достойным себя? Ты вышел на сцену рослым, светловолосым, худым, с морщинистым лицом. Ты даже близко не сравнишься с Исмаиловым. Кого ты собираешься убедить, что ты, переродившись из темного, стал светловолосым Абаем? Оставим в стороне другие недостатки, но раз уж играть Абая, почему ты не подготовил себе подобного, худощавого, стройного светлокожего юношу? Думаешь, зритель примет тебя в любом виде? Это не годится, Абай – это не твоя роль, брось», – сказал Ауэзов, посчитав Капана Бадырова достойным вместо Айманова. Он сократил 28 сцен, подготовленных режиссерами, объединив некоторые из них, до 13. Сам он не покидал театр до готовности постановки. Театроведы отмечают, что среди постановок об Абае именно этот вариант оказал особое влияние на развитие казахского театрального искусства. Ведь эта постановка была удостоена Государственной премии.
Капан Бадыров, говоря о своей известности благодаря образу Абая, не скрывает, что получение славы и почета через Абая было огромной ответственностью. Актер, завоевавший любовь народа благодаря уникальной роли, выпавшей ему после Калибека Куанышбаева, до конца жизни не выпускал перо из рук и стал одним из немногих, кто добросовестно исполнил свой долг перед мудрецом, «вознесшим Бадырова на вершину искусства».
Абай Мамбетова
Если говорить о казахском театральном искусстве, то одной из выдающихся личностей является режиссер Азизбайжан Мамбетов, лауреат Государственной премии СССР, Народный артист, «Народный герой», внесший неоценимый вклад в эстетическое и познавательное развитие казахского театра. Именно Азеке, в 1962 году, в третий раз поставил «Абая». Образ Абая в этот раз был представлен народу выдающимися деятелями театра Ыдырысом Ногайбаевым и Муликом Суртибаевым. Ногайбаев и Суртибаев, представившие мир Абая на новом уровне театральной публике после Куанышбаева и Бадырова, были высоко оценены тогдашней культурно-духовной средой. Было отмечено, что «казахский театр ничем не уступает театрам других стран», и все были восхищены мощью нового поколения казахских актеров. Этот период ознаменовал начало послевоенной «оттепели». В этот период, когда новое поколение деятелей проникало во все сферы казахской духовности, а плеяда талантов в литературе, кино, театре, изобразительном искусстве поднималась на новый уровень творчества. «Прежде всего, – говорит искусствовед, драматург, директор театра Ауэзова Еркин Жуасбек в статье «Школа Мамбетова», – режиссура А. Мамбетова – это богатство нашего национального искусства. Сценическая постановка может быть как успешной, так и неудачной. Однако ни один спектакль не должен быть лишен интереса как произведение искусства. Этот принцип распространился через спектакли Азеке».
Никто не сомневается в оценке «Мамбетов внес огромный вклад в становление казахского профессионального театра». Утверждение «Абай Мамбетова – это панорама, полная света и мысли