Сегодня КНР стала одним из ключевых драйверов мировой экономики. Одним из поразительных результатов второго цикла глобальной интеграции стало стремительное развитие Китая, который ранее западными экспертами воспринимался как «отсталая» и «закрытая» страна третьего мира. То, как Китаю удалось относительно безболезненно перейти от плановой экономики советского образца к эффективной модели смешанного типа за столь короткий срок, заслуживает тщательного анализа.
В мировой практике не существует прецедентов, подобных КНР, когда крупная экономика за 40 лет развивалась средними темпами 9,5% в год, ни разу не показав отрицательного значения, не говоря уже о рецессии. В 1978 году, на начальном этапе «политики реформ и открытости», объем экономики КНР составлял около 368 миллиардов юаней. А в 2021 году ВВП Китая вырос в 276 раз и составил 101,6 трлн юаней или 15,7 трлн долларов.
Китай занял статус второй по величине экономики мира, его доля в мировом ВВП выросла с 1,8% в 1978 году до 17% в 2020 году. По этому показателю КНР занимает второе место после США. Говоря о поразительном росте Китая, зарубежные эксперты дают самые разнообразные объяснения. Но чаще всего они называют это успешной моделью реформ, разработанной самими китайскими властями, не заимствованной ни у кого извне.
Предположения зарубежных экспертов о вероятности «жесткой посадки» экономики КНР и снижении темпов ее роста, и даже о завершении китайского «экономического чуда», оказались ошибочными. Высокие темпы роста в этой стране сохранялись даже в период международных финансово-экономических кризисов. В 2020 году, несмотря на пандемию, после резкого экономического спада, Китай начал быстро восстанавливаться и стал единственной страной, показавшей рост (+2,3%), что может служить очередным доказательством устойчивости его экономики. В 2021 году ожидается восстановление роста ВВП Китая более чем на 6%.
Обострение геополитической конкуренции и торговых войн ведет к фрагментации мирового экономического пространства. Несмотря на снижение роли внешних факторов в своем развитии, Китай не отказывается от участия в процессе глобализации, что ярко проявляется в его инициативе «Один пояс, один путь». Соотношение открытости и опоры на собственные силы в Китае трактуется диалектически: укрепление способности опираться на собственные силы через открытость и еще большее открытие экономики, опираясь на собственные силы.
Сейчас в КНР продолжается изменение основного вектора экономического развития Китая путем перебалансировки экономической структуры и снижения зависимости от экспорта и инвестиций, а также увеличения внутреннего потребления и сферы услуг.
Китай стремится устранить свою технологическую зависимость от Запада в отдельных сегментах промышленного производства. Сейчас эта страна лидирует в процессах урбанизации, индустриализации и научно-технического прогресса во всем развивающемся мире. Эта страна заняла место крупнейшего промышленного производителя: в середине 2010-х годов на Китай приходилось 60% мирового производства цемента, 50% стали, 55% алюминия, более 40% цинка и свинца и 27% автомобилей.
Укрепление позиций Китая в инновационных сферах, в основных направлениях научно-технического прогресса наглядно отражает изменение доли наукоемкого сектора в производимом ВВП. Сегодня доля высокотехнологичного сектора КНР превышает 35% (в США – 38%). Совершив мощный скачок в последние десятилетия, Китай обогнал Японию по доле в мировом технологическом производстве в 2008 году, ЕС в 2012 году и приблизился к Соединенным Штатам. Он также занимает лидирующее место в мировом экспорте продукции наукоемкого сектора (24%).
После вступления в ВТО в 2001 году экспортный сектор КНР начал стремительно развиваться: в 2009 году КНР вышла на 1-е место по объему экспорта товаров и прочно удержи