На сегодняшний день в Республике Казахстан наблюдается рост розничных цен на бензины на АЗС на внутреннем рынке нефтепродуктов. При этом ценообразование на нефтепродукты регулируется не государством (на бензин с 2015 года, на дизельное топливо с 2016 года), а рынком, сообщает пресс-служба Министерства энергетики РК, передает «Ұлт ақпарат».
Стоит отметить, ранее депутаты Мажилиса Парламента на пленарном заседании просили Премьер-Министра РК провести проверку по вопросу удорожания бензина у Альберта Рау.
В ответе Министерства энергетики на депутатский запрос было заявлено, что рынок нефтепродуктов является очень волатильным, и зависит от множества факторов, таких как налогообложение, система ценообразования и обеспечение ГСМ (неконтролируемый отток), сезонность спроса, информация о технологических простоях или капитальных ремонтах на НПЗ, как на внутреннем рынке Казахстана, так и в соседних странах.
«Вышеуказанные ситуации требуют постоянного поиска «равновесия» цен на нефтепродукты.
При низких ценах на внутреннем рынке возникает риск дефицита из-за перетока отечественной продукции на соседние рынки, а при высоких ценах возможен перенасыщение казахстанских складов отечественным топливом с последующим снижением объемов переработки на НПЗ РК и профицитом импортного бензина.
В частности, в последние недели наблюдается значительный рост розничной реализации бензина в приграничных регионах.
Низкий ценовой коридор на ГСМ всегда субсидировался недропользователями путем предоставления более низкой цены на перерабатываемое сырье. Разница экспортной цены на нефть составляла порядка 50$ за тонну, сейчас она выросла до 80-130$ за тонну нефти в зависимости от направления поставки. На сегодняшний день цена на нефть, поставляемая на переработку на АНПЗ, колеблется на уровне 20-45 тыс. тенге за тонну, что в пересчете составляет 6,5-15,2$ за баррель. При этом рыночные цены на нефть сегодня превышают 60$ за баррель.
В настоящее время недропользователи по отдельным регионам поставляют на внутренний рынок порядка 75-80% добываемого сырья, при этом контрактные обязательства значительно меньше.
Как показывает практика, государственное регулирование цен не позволяет оперативно реагировать на внешние факторы – государственные органы неохотно пересматривают цены, несмотря на объективные обстоятельства. Вместе с тем, невозможно учесть все конкретные условия каждой отде