Слово Президента Касым-Жомарта Токаева на совещании по вопросам социально-экономического развития Атырауской области
***
Уважаемые участники совещания!
В этом году – 30 лет нашей Независимости. Это важный и исторический рубеж для всех нас. За этот период проделана масштабная работа в различных сферах. Вклад каждого региона в это велик. Среди них особое место занимает Атырауская область. Запасы нефти в регионе дали большие возможности для развития экономики Независимого Казахстана. Здесь были реализованы первые крупные инвестиционные проекты нашего государства. Эти проекты заложили прочную основу для экономической и энергетической безопасности страны.
Вы знаете, что одну из первых своих поездок в качестве Главы государства я начал с Атырау. Жизнь нефтедобывающего региона, благосостояние жителей всегда находятся в центре моего пристального внимания. В целом, регион развивается динамично. В настоящее время доля экономики области в валовом внутреннем продукте страны превысила 10 процентов. Около 30 процентов привлеченных в страну инвестиций приходится на этот регион. Доля Атырау в общем объеме промышленной продукции Казахстана достигла 20 процентов.
Вместе с тем, в области немало нерешенных проблем.
В прошлом году здесь сократились объемы промышленного производства и жилищного строительства, объем продукции, производимой малым и средним бизнесом.
В связи с этим, сегодня мы обсудим результаты социально-экономического развития региона и наши дальнейшие планы.
Уважаемые участники совещания!
Мы выслушали все доклады о положении дел в Атырауской области. У нас есть конкретные цели и задачи по развитию региона.
Несмотря на трудности, вызванные пандемией, мы должны мобилизовать усилия для восстановления экономики страны. Сейчас весь мир вступил в посткризисный период развития. Мы не должны отставать от этого процесса. Поэтому следует уделить особое внимание решению следующих задач.
ПЕРВОЕ. Развитие нефтегазовой промышленности.
Атырауская область – один из крупнейших индустриальных регионов страны. Нефтегазовая промышленность региона является лидером в привлечении иностранных инвестиций. Также она способствует повышению инвестиционного имиджа Казахстана в мире. Область вносит значительный вклад в республиканский бюджет и Национальный фонд.
Правительство совместно с акиматом региона должно взять под контроль своевременную реализацию крупных нефтегазовых проектов. Важно своевременно завершить проект расширения в будущем. Также месторождение Кашаган должно быть полностью освоено.
За счет этого можно увеличить объем добываемой нефти до 15 миллионов тонн в год. В результате будут созданы рабочие места и появятся большие возможности для отечественных сервисных компаний и представителей малого и среднего бизнеса.
В феврале на встрече с руководством компаний-концессионеров я дал поручение утвердить План полномасштабного освоения Кашагана до конца 2021 года.
Прошу Правительство держать данный вопрос на контроле и не допустить затягивания сроков.
Большие ожидания по развитию экономики области связаны с нефтегазохимией. Здесь мы сильно отстаем.
А ведь данная отрасль – это основа будущей экономики региона и всей страны.
Вместе с тем, эффективность СЭЗ «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк» вызывает много вопросов.
Строительство инфраструктуры СЭЗ не завершено. С 2015 года на развитие СЭЗ выделено 162 миллиарда тенге, однако, запущен всего один проект!
Крупные проекты по производству полипропилена и полиэтилена до сих пор не реализованы, потому что не найдены инвесторы и не определены рынки сбыта.
Правительство и Фонд «Самрук-Казына» должны ускорить реализацию этих проектов.
Алмасадам Майданович, прошу вас рассматривать проекты в сфере нефтегазохимии как приоритетные в работе Фонда. Возьмите всю работу по данному направлению на особый контроль.
ВТОРОЕ. Развитие автомобильных дорог.
Состояние 85 процентов дорог республиканского значения и 61 процента дорог областного значения в регионе можно оценить как среднее или плохое. Однако, это ниже среднего республиканского показателя. Качественная дорога – залог безопасности.
Увеличение числа дорожно-транспортных происшествий в области беспокоит всех нас, в первую очередь, местных жителей. В прошлом году в регионе произошло 232 дорожно-транспортных происшествия. В результате погибли 69 человек, в том числе 6 детей. Такая ситуация повторяется ежегодно. Особое внимание следует уделить трассе «Уральск-Атырау».
К сожалению, эта дорога постоянно представляет угрозу для жизни людей. За два месяца этого года на этой трассе произошло 7 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 17 человек. Также пострадали 15 человек. Только в одном ДТП 15 детей остались сиротами. Мы не должны допускать такой ситуации. Задача Правительства и акиматов региона – максимально обеспечить безопасность дорожного движения.
Трасса «Уральск-Атырау» имеет стратегическое значение для региона. Все пассажирские и грузовые перевозки осуществляются по этой дороге. На обочинах дороги практически отсутствуют места для стоянки транспорта. В действительности, качество дороги оставляет желать лучшего.
Роман Васильевич, я знаю, что акимат запрашивает около 12 миллиардов тенге на развитие автомобильных дорог.
Сумма немаленькая, прошу детально просчитать реальную потребность и решить вопрос с финансированием.
Повторюсь: Правительство и акиматы области должны отремонтировать и привести в порядок 95 процентов местных дорог к 2025 году. С 2019 года на эти цели ежегодно из республиканского бюджета выделяется 50 миллиардов тенге. Средства на строительство и ремонт дорог также расходуются из местного бюджета. Можно сказать, что результата нет. Большинство отремонтированных дорог приходят в негодность менее чем через год. Об этом следует говорить открыто.
Как подрядчики выполняют свои гарантийные обязательства? В целом, в этой работе на протяжении многих лет участвуют только определенные подрядчики. На этот вопрос должно ответить Правительство. Главная задача любого подрядчика, пришедшего выполнять государственный заказ, – качественная работа. Поэтому и требования к ним должны быть строгими.
Что касается состояния дорог в целом по стране, то работы по ремонту автодороги «Нур-Султан – Алматы» до сих пор не завершены. Эта дорога связывает нашу столицу с южными регионами, где проживает более 8 миллионов человек. Поручаю усилить темпы работ и ввести эту дорогу в эксплуатацию в 2023 году.
Следует признать, что работы по строительству и ремонту дорог выполняются некачественно.
По моему поручению Правительством и Администрацией Президента приняты кадровые решения в отношении лиц, допустивших серьезные промахи в работе, касающейся качества дорог. Эта работа должна быть на постоянном контроле Правительства и акимов.
Требуется детально разобраться с проблемами и упущениями на местном уровне и, в случае необходимости, наказать соответствующих чиновников. Без этого положительного результата добиться невозможно.
Необходимо принять комплекс мер по усилению контроля за неукоснительным соблюдением стандартов в сфере строительства дорог.
Также прошу Правительство внести предложения по максимальному использованию транспортного и транзитного потенциала страны.
Они должны касаться не только вопросов строительства и эксплуатации дорог.
Предстоит решить весь комплекс проблем, в частности, это переговорная работа с иностранными партнерами, вопросы быстрого прохождения границ, введение платы за использование дорог.
Конкуренция нарастает, стоять на месте нельзя!
Отдельным вопросом является грамотное выстраивание автомобильных потоков внутри городов.
В этой связи поручаю Правительству и акимам решить вопрос использования специально выделенных автобусных полос вне часов пик и в выходные дни.
Подобная практика распространена в Москве, Стамбуле и Париже.
В городах следует создать единые центры управления транспортным движением.
В задачи центров будет входить координация работы уполномоченных органов в этой сфере, а также рассмотрение жалоб и предложений граждан, например, по вопросам отсутствия дорожных знаков, неработающих светофоров и так далее.
Поручаю Правительству совместно с акимами регионов принять меры по созданию таких центров в регионах.
ТРЕТЬЕ. Занятость.
В настоящее время уровень жизни в Атырауской области выше, чем в других регионах страны. Средняя заработная плата составляет 358 тысяч тенге, что в 1,6 раза выше общереспубликанского показателя (по Казахстану – 222,9 тыс. тенге).
Тем не менее, реализуемый здесь «Проект будущего расширения» скоро завершится. В течение следующих трех лет будут уволены 55 тысяч человек. Аким области планирует трудоустроить 31 тысячу из них. Напоминаю, что это задача не только Атырауской области.
В рамках проекта вахтовым методом работают жители других регионов. Поручаю Правительству проработать вопрос поэтапного трудоустройства всех увольняемых работников.
ЧЕТВЕРТОЕ. Укрепление системы здравоохранения.
Коронавирусная инфекция вновь набирает обороты, эпидемиологическая ситуация осложняется. В связи с этим, учитывая специфику региона, необходимо уделять особое внимание ситуации в трудовых коллективах. На предприятиях области