На заседании комиссии по вопросам доступа к информации обсуждалось увеличение количества жалоб на портал «Открытое правительство», сообщает «Ұлт ақпарат».
«На основе анализа данных о приоритетных и уязвимых местах в отрасли мы определили перечень проблем, требующих безотлагательного решения. Во-первых, при сборе и хранении данных, находящихся в распоряжении государственных органов, не соблюдается принцип информационной открытости. Этот принцип означает, что вся информация должна быть открытой и доступной. Для ее ограничения должны быть конкретные основания. И даже в этом случае такое ограничение должно носить временный характер», — сказал директор Департамента развития коммуникаций государства и общества Министерства информации и общественного развития РК Бекзат Рахимов.
Представитель министерства еще раз напомнил, что ответственность, предусмотренная законодательством для нарушителей права на доступ к информации, слишком ограничена. Например, в Законе об доступе к информации говорится об ответственности за нарушение требований, но, по-видимому, императивные нормы не закреплены. В результате владелец информации знает, что не понесет никакой ответственности за непредоставление необходимых данных своевременно и в полном объеме.
«В-третьих, необходимо уметь сохранять баланс между правом на неприкосновенность частной жизни и правом на доступ к информации. Поэтому требования по защите персональных данных становятся дополнительной частью политики доступа к информации. Во многих странах органы, ответственные за доступность информации, одновременно выполняют функции по защите данных», — сказал Бекзат Рахимов, отметив, что правовая грамотность населения в части доступа к информации низка.
Проведенные социальные исследования показывают, что казахстанское общество мало осведомлено о своих правах на доступ к информации.
«В-пятых, порталы «Открытое правительство» технически устарели и не отвечают запросам общества. Из-за ошибок, возникающих в работе, портал не открывается, негибкость персонала часто подвергается критике как со стороны государственных органов, так и со стороны общества.
В-шестых, международные принципы и рекомендации указывают на необходимость наличия независимого органа, который контролирует и надзирает за исполнением законодательства о доступе к информации. Важнейшей функцией такого органа должны быть своевременный прием жалоб и обязательное принятие решений на