Министр информации и общественного развития Аида Балаева в преддверии профессионального праздника работников СМИ рассказала в интервью Sputnik Казахстан, какие изменения ждут медиасферу.
— Какие изменения произошли в ведомстве с момента вашего прихода на пост главы Министерства информации и общественного развития?
— Я не считаю, что с приходом нового руководителя какая-либо государственная структура должна претерпевать глобальные изменения. Напомню, что главный принцип государственной политики сегодня – это стабильность, системность и преемственность. Моя задача – продолжить начатые предшественниками проекты и новшества, внести свои инициативы, которые будут гармонировать с реформами, объявленными президентом, улучшить то, что делается хорошо, и исправить недочеты.
Если говорить обо всех изменениях сейчас, то это будет еще одна отчетная встреча (отчетная встреча министра информации и общественного развития состоялась 26.05.2021 г. – прим. автора). Но основные изменения – это реформализация государственного информационного заказа, принятие новых законов в сфере информатизации и гражданского общества, проекты по обучению журналистов и так далее.
Тем не менее, я хочу отметить одну из важнейших работ, которая касается не только развития информационной сферы, но и имеет социальный состав, решает некоторые вопросы национальной безопасности. Конкретно, до конца 2021 года в приграничных регионах Казахстана будет установлено 107 радиопередатчиков. Это позволит вещать радиостанциям Qazaq radiosy и Шалқар. Благодаря этому более 400 сел в приграничных территориях Туркестанской, Жамбылской и Восточно-Казахстанской областей, где проживает более 630 тысяч человек, будут слушать отечественное радио. А в целом, в рамках реализации Дорожной карты, к 2025 году 95% населения, проживающего в приграничных регионах, будет охвачено радиопрограммами.
Учитывая, что в этих регионах долгие годы вещали только китайское, российское и узбекское радио, проект по охвату приграничных территорий отечественными радиосигналами имеет стратегическое значение.
— Хорошо, теперь по порядку. В одном из интервью вы упомянули, что в Казахстане «низкая квалификация отечественных медиакадров». Как министерство намерено решать эту проблему?
— Чего скрывать, в последние годы не только в Казахстане, но и во многих странах мира профессиональные СМИ оказались на обочине. Отсутствие спроса было очевидным, и сами журналисты не до конца понимали причин этого. Журналисты были вынуждены покидать профессию и уходить в другие сферы – фриланс, PR, блогинг. Я много раз говорила и повторюсь: профессиональная журналистика – это профессия избранных, неравнодушных к своему делу, смелых и сильных людей. И мы обязаны вернуть ей статус одной из самых уважаемых профессий.
Поэтому мы приняли ряд мер, среди которых повышение уровня выпускников профильных факультетов, повышение квалификации работающих кадров и развитие отраслевой, региональной журналистики.
Сейчас, несмотря на некоторые трудности, связанные с пандемией, мы тесно сотрудничаем с профильными вузами (Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, Казахский национальный университет им. аль-Фараби, Международный университет информационных технологий, Казахский национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова – автор): предоставляем студентам возможность проходить практику в лучших редакциях страны, проводим семинары с корифеями отечественной и зарубежной журналистики из Турции, Великобритании, России.
С начала года проведено три обучающих курса по медицинской, религиозной и экологической журналистике, охвативших около 4 тысяч человек со всех регионов страны. Это долгосрочные проекты, которые будут расширяться и совершенствоваться в будущем.
— В Казахстане ежегодно из 34 вузов выпускается более тысячи журналистов. Однако только около 60% из них работают по специальности. Что является причиной того, что почти половина выпускников покидает свою профессию?
— Это болезненная проблема, учитывая, что многие поступают на факультет журналистики, следуя мечте. Нас очень беспокоит тот факт, что почти половина выпускников не трудоустраивается.
Этот вопрос многократно поднимался и обсуждался на встречах с руководством вузов и отечественными СМИ. По итогам обмена опытом и мнениями пришли к выводу о необходимости большего вовлечения студентов в производственный процесс и развития их практических навыков.
В рамках специального плана по подготовке специалистов медиасферы планируется организация стажировок и практик в отечественных СМИ. Данная работа будет проводиться совместно с государственными СМИ и вузами.
Кроме того, в рамках утвержденных с вузами меморандумов предусматривается проведение профориентационной работы среди студентов с целью их дальнейшего трудоустройства.
Только так мы сможем повысить спрос и интерес выпускников.
— В Казахстане объединены старейшие республиканские газеты «Егемен Қазақстан» и «Казахстанская правда». Насколько сократится их финансирование, будет ли сокращен штат? Какие еще газеты или СМИ будут объединены в Казахстане?
— Оптимизация стала давно назревшим решением. В настоящее время завершена работа по присоединению АО «Казахстанская правда» к АО «Егемен Қазақстан». Сокращение финансирования данного СМИ не планируется, однако штат был оптимизирован.
Цель объединения газет – создание единой базы, позволяющей качественно и количественно использовать имеющиеся ресурсы, и систематизация тематического направления.
Далее планируется реорганизация ТОО «Қазақ газеттері» путем присоединения к ТОО «Егемен Қазақстан» РГ.
Таким образом, меры по оптимизации позволят государственным печатным изданиям, в том числе реализовывать совместные новые проекты.
— Каковы сильные и слабые стороны формирования информационного заказа?
— Есть понятия «нравится» и «нужно». Государственный информационный заказ – это необходимая мера для донесения до населения важной информации. Это может быть неинтересно некоторым СМИ, однако население должно знать о государственных программах, льготах и других реформах. Поэтому государственный заказ делается, прежде всего, в интересах населения.
Также следует понимать, что в рамках государственного информационного заказа оказывается поддержка новым проектам в информационной сфере. Кроме того, инвестируются средства в отечественную продакшн-индустрию. А это положительно сказывается на развитии конкурентного рынка.
Еще одно положительное изменение – снижение зависимости от иностранного контента. Кроме того, средства, выделенные негосударственным СМИ в рамках информационного заказа, частично направлены на продвижение государственного языка. А это увеличивает количество телесериалов и документальных фильмов, различных проектов, демонстрируемых на государственном языке.
Слабой стороной государственного заказа является отсутствие единой государственной информационной политики на республиканском и региональном уровнях. Однако мы усовершенствовали законодательство и разработали новые подходы в рамках государственного информационного заказа. Например, внедрен единый метод формирования государственного информационного заказа на республиканском и региональном уровнях.
То есть, государственный информационный заказ распределяется централизованно, и его контролирует Министерство информации и общественного развития. Это способствует соблюдению единого тематического направления, равномерному распределению средств по регионам и не допускает участия неквалифицированных компаний в конкурсах.
Например, акимы теперь лишаются возможности объявлять конкурсы для своего пиара. Или, например, максимально пресекается коррупция – в регионах не смогут выводить аффилированные компании в государственную информационную политику.
Наша задача – сделать государственный информационный заказ максимально открытым и эффективным, и разработанные нами меры помогут достичь этой цели.
— Как, по вашему мнению, молодежь Казахстана относится к государственным СМИ, государственной информационной политике?
— Мы ежегодно готовим национальный доклад «Молодежь Казахстана». Он включает анализ положения молодежи в различных сферах, итоги исследований в области молодежной политики, а также рекомендации для государственных органов и институтов гражданского общества.
По данным национального доклада «Молодежь Казахстана – 2020», 61,5% молодежи узнают новости и события из социальных сетей и блогов. Казахстанские интернет-сайты (33,3%) имеют более высокую популярность в качестве источника данных по сравнению с зарубежными интернет-сайтами (14,9%). Для 39,1% опрошенных казахстанские республиканские каналы являются основным источником новостей. Развитие информационно-коммуникационных технологий расширяет возможности, но вместе с тем актуализирует проблему развития критического мышления молодежи, способности проверять достоверность информации.
Среди всех политических новостей молодежь чаще интересуется информацией о политической ситуации в Казахстане (47,6%). Политическими событиями в своем регионе интересуются 26,2%, мировыми политическими событиями – 24,6%, политикой России и Центральной Азии – 5,1% и 2,6% соответственно.
Широкое распространение интернета способствует развитию альтернативных каналов информации. Интересно, что в этом плане очень популярны социальные сети и блоги: более 60% молодежи узнают о новостях и событиях в Казахстане именно оттуда. 33,3%