Что дает обществу избрание сельских акимов, выигрывает ли от этого народ? По этому поводу своим мнением с корреспондентом КазИнформа поделился депутат Западно-Казахстанского областного маслихата, историк-ученый Жанабек Жанабайулы.
По его мнению, управление страной во все времена и во всех обществах было непростым делом. Так было вчера, сегодня и будет завтра.
Не зря в народе говорят: «Будь акимом, будь близок к народу», «Если ты велик, будь скромен». То, что лишь немногие акимы, как Макаштай (Мухамбетжан Шолтырұлы Бекмухамбетов, 1804-1904, общественный деятель, просветитель-ученый, более 50 лет управлявший народом в Бокейской орде, которого народ называл Макашем), заняли вечное место в сердцах своего народа, является явным тому доказательством.
Кадыр Мырза Али в одном из своих интервью говорил, что наш народ не очень любит тех, кто хвалит акима. Действительно, стоит особо обратить внимание на то, почему великий поэт так размышлял и глубоко проникал в суть вещей.
— Итак, Жанабек Жанабайулы, как вы думаете, в чем причина того, что простой народ в казахском обществе прохладно относится к «бекам-мурзам» и «биям-шорам»?
— Да, приходится дать максимально полный ответ на вопрос, почему власть и народ всегда находятся по разные стороны баррикад. Действительно, прошло время колониального периода, который, говоря «Разделяй и властвуй», дробил общество и объяснял нашу историю с классовой точки зрения. Тем не менее, этот вопрос – актуальная тема, требующая анализа и рассмотрения с разных сторон. Одна из основных причин этого – отсутствие собственного казахского суверенитета в последние столетия. В свое время мудрый Абай писал об этом исчерпывающе. Таким образом, местная исполнительная власть при Российской империи была вынуждена проводить деспотичную колониальную политику Санкт-Петербургского дворца, а в советский период – Кремля. Может ли народ уважать и восхвалять несправедливую власть, которая ставила великодержавное господство империи выше требований и желаний собственного народа?!
Когда тема переходит к этому вопросу, на ум приходит казахская пословица: «Не богатство приносит счастье народу, а бий». Если анализировать в контексте сегодняшней жизни, то наши нынешние богачи – это предприниматели, финансовые магнаты, крупные собственники, а наши бии – это те, кто держит в руках бразды правления народом, то есть акимы разных уровней и чиновники.
— Как историк, ответьте, пожалуйста, каково было влияние и авторитет биев среди народа в традиционном казахском обществе?
— В этом отношении мы встречаем интересную мысль в глубоком труде Халела Досмухамедулы «Краткая информация о движении Исатая Тайманұлы»: «Казахский народ в период кочевого образа жизни находился в эпохе аксакалов. Власть простого народа была в руках родовых старшин – биев. Бии, правившие родом, не имели особых желаний, кроме как для своего рода. Простые люди желали условий, подходящих для скотоводства. Если места для зимовки были удобными, если в стране был мир, если налоги, взимаемые со скота и людей, были низкими, если были аксакалы, выносящие справедливые решения в случае споров, то