Член Национального совета общественного доверия Расул Жумалы заявил, что казахстанское общество готовилось к выборам акимов сел, поселков, районов и сельских округов, которые начнутся завтра, на протяжении многих лет, сообщает Казинформ.
«Я думаю, что эти выборы можно назвать шагом в положительном направлении с точки зрения развития политических процессов и традиций в стране. Сам Президент поднимал этот вопрос в Национальном совете. Этот вопрос обсуждается с конца девяностых годов. В качестве эксперимента выборы акимов проводились в отдельных селах по всей стране. Мы видим, что весь этот опыт был учтен при подготовке к нынешним выборам, в ходе совершенствования законодательства. Говоря о выборах акимов, мы в основном говорили только о совершенствовании избирательного законодательства. Есть вопрос, что будет после выборов. Отрадно, что законодательство страны способно урегулировать большинство проблем, которые могут возникнуть после выборов», — говорит политолог.
По мнению эксперта, хотя лозунг «пусть народ сам выбирает своего акима» кажется очень простым делом, за ним кроется множество проблем.
«Это непростое дело. За этим стоят моменты, влияющие на целостность страны, единство народа, оптимальность системы государственного управления. В нашей стране система самоуправления состоит из четырех уровней: село, район, область и республика. Между этими уровнями существуют различные проблемы, требующие координации. По предыдущей системе работа решалась в вертикальном направлении. То есть, все дела выполнялись по заданию сверху. А поскольку акимов сел выбирает народ, и народ получает право на самоуправление, прежняя вертикальная система несколько изменится. Для этого был создан бюджет сельского уровня. Даже при наличии власти и поддержки народа у сельского акима, без средств он не сможет сделать многое. В нашем законодательстве это тоже учтено», — говорит член Национального совета.
Кроме того, он остановился на опыте других стран в сфере местного самоуправления.
«В процессе демократизации системы самоуправления имеется достаточно как положительного, так и неудачного международного опыта. Систему в Европе можно показать как передовой образец. Потому что там годами формировалась традиция самоуправления, она формировалась естественным путем. А в некоторых соседних странах, получивших независимость вместе с нами, были неудачные опыты