Сегодня часто говорят: «молодежь не читает», «дети не интересуются литературой». А сколько поддержки оказывается поэтам и писателям для издания книг, которые будут читать? Не станет ли «Год поддержки детской литературы» лишь однолетней кампанией? На эти и другие вопросы искал ответы портал «Ұлт», беседуя с поэтом Байботой КОШЫМ-НОГАЙ.
– Вы знаете, что этот год объявлен «Годом поддержки детской и юношеской литературы». Что вы можете сказать об общем состоянии детской литературы сегодня?
– Мне не нравятся такие кампанейские мероприятия, которые вводят людей в заблуждение. Это мероприятие с самого начала имеет некорректное название. Вы говорите мне «Год поддержки детской и юношеской литературы». А Министерство культуры и спорта Республики Казахстан объявило 2021 год «Годом поддержки чтения книг детьми и подростками в Казахстане». СМИ сообщают, что председатель Союза писателей Казахстана Улугбек Есдаулет выступил с предложением, чтобы писательское сообщество поддержало «Год детской и юношеской литературы»… В целом, кто оказывает поддержку? Поддерживают ли детскую и юношескую литературу или чтение книг детьми и подростками? По моему мнению, государство должно поддерживать литературу, предназначенную для детей и подростков! Это должно быть не однолетней кампанией, а вечной поддержкой. То есть, это мероприятие следовало бы назвать «Веком поддержки детской и юношеской литературы». Ведь литература создается не только один год. Разве это не непрерывный процесс? Если детская и юношеская литература не будет развиваться, как можно поддержать чтение книг детьми и подростками?
А если говорить о состоянии детской литературы сегодня, то нас охватывает глубокая печаль. Одним словом, положение детской литературы сейчас плачевное. Об этом мы говорили много где. Если бы наше положение улучшилось от того, что мы говорим «положение детской литературы плачевное», то мы бы не скупились на слова. Поскольку нет никого, кто бы нас слушал, все равно, скажешь ты или нет – без разницы.
Поэты и писатели видят в детях будущее страны. Они не могут оставаться равнодушными к их воспитанию и формированию их как граждан, достойных своего времени, к их духовному обогащению и расширению кругозора. Поэтому, независимо от того, год ли это поддержки литературы для детей и подростков или нет, наши писатели будут неустанно трудиться, пока не выпустят перо из рук.
Давайте сначала поговорим о некоторых конкретных данных. Национальное статистическое бюро Агентства по стратегическому планированию и реформам представило данные о том, что в январе-декабре 2020 года в нашей республике родилось 425,6 тыс. младенцев, что на 22,6 тыс. больше по сравнению с предыдущим 2019 годом. В 2020 году 248,7 тыс. младенцев (или 58,4%) родились в городах, а 176,9 тыс. (или 41,6%) – в сельской местности. В среднем в нашей стране ежегодно рождается около 400 тыс. детей. В 2018 году более 350 тыс. детей впервые переступили порог школы. По данным Министерства образования и науки Республики Казахстан, в 2017 учебном году в первый класс пошли более 370 тыс. детей. В 2016 году в первый класс пошли 369 тыс. детей, в 2015 году – 336 тыс. детей. Национальное статистическое бюро опубликовало, что 79,8% матерей новорожденных, появившихся на свет в прошлом году, являются казашками. Остальную часть составляют русские, узбеки, уйгуры, украинцы, татары и немцы.
Мы должны обеспечить художественной литературой (и не только художественной) такое огромное количество детей, которые воспитываются под опекой родителей, в детских садах, переступили порог школы. Мы должны дать им в руки книги, чтобы они говорили на родном языке и чувствовали запах бумаги и краски. Количество литературы для детей и подростков, издаваемой казахстанскими издательствами, ничтожно мало. Мы не можем дать каждому ребенку по книге. В сельской