Сабыр Касымов, член Государственной комиссии по полной реабилитации жертв политических репрессий, руководитель проектного офиса по поддержке деятельности комиссии, рассказал о том, как наказывали военнопленных в годы Второй мировой войны, сообщает корреспондент Казинформа.
«Продолжая политические репрессии большевистско-сталинской власти в 1920-30-е годы, ее карательные органы приняли нормативно-правовые акты, имеющие основание для преследования военнопленных уже в первые дни войны. Так, 28 июня 1941 года, через неделю после начала войны, НКВД, НКГБ и прокуратура СССР по указанию Сталина приняли совместный приказ о привлечении к ответственности предателей Родины и членов их семей. Было принято около десяти таких актов, мы должны дать им политико-правовую оценку.
По сути, сталинская власть прежде всего для того, чтобы скрыть свои политические ошибки, преступление сотрудничества с Гитлером и раздела Европы, а также свое влияние на развитие и укрепление фашизма в Германии, называла рядовых солдат и офицеров предателями Родины, врагами народа. Во-вторых, в этих и других последующих актах, как и прежде, сталинская власть приняла решение привлекать к ответственности, арестовывать и лишать государственных пособий и помощи невиновных членов семей и родственников пленных солдат и офицеров. Это злоба и коварство сталинской идеологии и тактики, перекладывание ответственности с себя на других и обвинение врага для того, чтобы вновь открыть путь к массовым политическим репрессиям», — сказал С. Касымов на семинаре «Сбор материалов по казахстанским военнопленным, временно находившимся в фашистской Германии и «Туркестанском легионе» в 1939-1945 годах».
Спикер отметил, что, хотя и не было прежних классовых врагов и политических противников в годы войны, был запущен политический механизм массовых репрессий.
«Позже невинные военнопленные обвинялись в шпионаже, иностранной разведке и других немыслимых преступлениях. Таким образом, советские военнопленные в общественном сознании ассоциировались с понятиями преда