23 ноября 2021 года Елбасы запомнился очередной политической новостью. В ходе расширенного заседания Политического совета правящей партии «Nur Otan» Нурсултан Абишевич Назарбаев, который бессменно руководил партией двадцать лет, выдвинул основополагающие инициативы, которые изменят политическую конфигурацию и ценностные ориентиры народа в эпоху перемен.
Можно говорить о закономерности шагов Нурсултана Абишевича по постепенной передаче своих властных полномочий в различных ключевых сферах влияния в стране нынешнему главе государства, после его ухода с поста Президента Казахстана 19 марта 2019 года.
Так, 28 апреля 2021 года на XXIX сессии Ассамблеи народа Казахстана Елбасы озвучил мысль о передаче должности Председателя Ассамблеи народа Казахстана Президенту Казахстана Касым-Жомарту Кемелевичу Токаеву. Теперь же следующим закономерным шагом на пути эволюционного политического транзита стала инициатива о передаче руководства правящей партией «Нур Отан» главе государства.
По мнению многих отечественных и зарубежных экспертов, это важный и продуманный шаг Елбасы, который позволит Президенту Казахстана К.Токаеву не только усилить свой политический вес, но и получить действенный инструмент планирования и политического влияния на партийно-политической арене Республики Казахстан.
На заседании Политического совета партии «Нур Отан» состоялась презентация ценностных основ национальной конструкции Казахстана, предложенных Елбасы в виде комплекса принципов «Семь столпов государственности». Краткий по содержанию, но ясный по смыслу документ является обобщением философских воззрений и стратегических размышлений Елбасы об основных принципах развития страны.
Ранее данное концептуальное предложение встречалось в ряде публицистических трудов Елбасы, таких как «Вектор будущего: модернизация общественного сознания», «Семь граней Великой степи», «Социальная модернизация: двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» и других. Нынешние же «Семь столпов государственности» – это квинтэссенция политических взглядов Елбасы.
Говоря о феномене Нурсултана Назарбаева, следует отметить, что он является основоположником современного независимого Казахстана, выдающимся политическим деятелем мирового уровня, сумевшим обеспечить единство и целостность страны, защиту конституционного строя, кардинально реформировать экономическую систему страны на пути эффективного рыночного регулирования.
Нурсултан Абишевич и в бытность Президентом, и после прекращения своих полномочий показал себя как дальновидный и инициативный лидер, обладающий политической интуицией, позволяющей «опережать время и события», предотвращать кризисные ситуации и находить оптимальные решения.
Его лидерство и широкий политический кругозор позволили создать образцовый путь эволюционного и управляемого политического транзита власти в Казахстане. Предложенная им модель перестройки власти охватила как национальные политические традиции, так и международный опыт.
Не секрет, что ряд государств мира спотыкался именно на вопросах передачи власти в период кардинальных перемен в своих странах. В результате возникали значительные социально-политические конфликты, отбросившие государства на десятилетия назад, а то и лишившие их устойчивой и стабильной государственности. Казахстан же, демонстрируя модель поэтапной передачи полномочий по управлению государством от лидера-основателя государства новоизбранному главе государства, поэтапно убеждается в правильности выбранного кандидата и политического курса.
При этом центральной идеей такой модели является сохранение независимости государства и стабильности общественных отношений, устойчивости политических институтов и постепенная модернизация сознания людей.
Реформаторский дух Первого Президента Казахстана проявился в судьбоносных решениях, принятых за 30 лет во всех сферах жизни суверенного государства, начиная с первых шагов по юридическому оформлению независимости, делимитации и демаркации государственных границ, безъядерному статусу государства, переносу столицы государства. Основополагающим принципом национальной конструкции, формирования социально-ответственного государства стала реализация принципа межэтнического мира и согласия. В результате страна, добившись конкретных результатов, поставила еще более амбициозную задачу – войти в тридцатку ведущих государств мира, войдя в число 50 наиболее развитых стран мира.
В мировой истории имеются яркие примеры, когда политические и экономические успехи государств напрямую связаны с долгосрочным лидерством правящих партий. В Казахстане такой партией стала партия «Nur Otan». Логика политических модернизаций в различных странах подтверждает, что для формирования сильного государства и развитого гражданского общества необходим устойчивый 40-50 летний поступательный ход страны вперед. Долгосрочное лидерство правящих политических партий во многих странах стало условием успеха и социально-экономического роста. Примерами этому служат Швеция, Япония, Сингапур, Малайзия и КНР. В этом контексте политический опыт и успешность партии «Nur Otan» за более чем 20 лет в проведении эволюционных и системных реформ по повышению благосостояния казахстанцев и укреплению национального суверенитета являются закономерными и обоснованными.