В Казахстане опубликована статья Первого Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева «Уроки Независимости», сообщает «Ұлт ақпарат» со ссылкой на elbasy.kz.
***
УРОКИ НЕЗАВИСИМОСТИ
Вскоре мы отметим священный праздник нашей главной ценности – Независимости страны. Тридцать лет назад мы сознательно сделали выбор в пользу свободы и независимости как основы нашего мировоззрения и бытия. Хотя этот период для истории человечества – лишь мгновение ока, для независимого Казахстана, только что достигшего совершеннолетия, это – великий рубеж, высокая вершина.
Такого могут достичь лишь народы с сильным духом и крепкой сплоченностью.
Наши предки саки и гунны, а затем героические тюркские предки выстояли в бурях бурных времен и создали великое государство на Великой Степи. Когда многие народы, спасаясь от разрушительных войн и кровопролитных сражений, рассеивались, распадались и исчезали, как песок, казахи сохранили родные земли и очаг тюркского народа.
Мудрые предки смогли сохранить не только себя, но и свои честные обычаи, широкую душу, чистый язык, прекрасные песни и мелодии, плодотворную культуру и богатое литературное наследие, передав их в наследство потомкам. Быть сыном и дочерью такой страны, черпающей свои корни, историю и силу из Великой Степи, где представители многих этносов живут в мире и согласии, в благоденствии и единстве, – это безграничное счастье, предначертанное каждому казахстанцу.
На рубеже веков, наполненных самыми знаменательными событиями в истории человечества, мне было доверено руководство страной, что возложило на меня огромную ответственность. На протяжении почти тридцати лет моего руководства я неустанно прилагал все усилия, чтобы оправдать доверие моего народа.
Накануне тридцатилетия образования суверенного государства, которое стало воплощением героизма и единства, созидания, я счел нужным поделиться мыслями с моим народом, чтобы извлечь уроки из Независимости.
Несомненно, представители различных наук по-своему трактуют значение Независимости. Но одно является истиной: это – закономерное продолжение многовековой борьбы наших предков за свободу, дар, закрепленный международными документами и дарованный навечно.
Сколько героических предков пали смертью храбрых на бесчисленных битвах и восстаниях на трудном пути к Независимости. Наш долг – помнить и чтить их. Поэтому в новую эпоху мы достигли Независимости не через кровопролитие, а через терпение и выдержку, разум и проницательность.
Я родился в середине XX века, века, ознаменовавшегося кровопролитными войнами и неисчислимыми страданиями миллионов людей. Хотя казахи не участвовали в Первой мировой войне, они были призваны на тыловые работы по июньскому указу царя 1916 года. Произвол и жестокость колониальной власти вызвали гнев народа и исчерпали его терпение. Мои предки также участвовали в национально-освободительных восстаниях в Семиречье в районах Каркара, Кастек, Самсы в то время.
Последовавшая за этим Гражданская война, обагрившая казахскую степь кровью, принесла нашему народу неисчислимые страдания. В период голода двух волн – 1921-1922 гг. и 1930-1932 гг., вызванного губительной политикой, погибла половина казахов. В конце 1930-х годов, когда народ только начал приходить в себя, кровавые сталинские репрессии поглотили сливки нации, и в то же время простые граждане не избежали кровавой бойни.
Хотя я не был свидетелем всех этих событий, я вырос, слушая слова моих отца и матери, полные скорби и печали, видя их слезы, и слыша их тихие молитвы за души павших за свободу. Иногда я думаю: какой же терпеливый народ – казахи! Они терпели невыносимое, выдерживали невыносимое. Даже когда будущее было туманным, они не сломались, не теряли надежды на будущее. Они стойко противостояли всем трудностям и неуклонно двигались вперед.
Страшные дни Великой Отечественной войны, являющейся частью Второй мировой войны, вошедшей в историю человечества как самое кровопролитное побоище, до сих пор стоят перед моими глазами, хотя я был ребенком. Вспоминая детство, я вижу братьев, ушедших на фронт из каждого дома, матерей и сестер, неустанно трудившихся под лозунгом «Все для победы!», чтобы заменить ушедших мужчин, и сверстников, начавших свой трудовой путь с ранних лет, пашущих землю на сохе, запряженной волами, и собирающих колосья. Возможно, одна из причин того, что я часто возвращаюсь к теме труда, кроется в воспоминаниях о тех тяжелых днях, когда война украла мое детство.
С самого детства я чувствовал, что труд – это сила, которая выводит человека из любых трудностей. Поэтому я всегда говорю молодому поколению: «Трудись, корми свою семью, служи своему народу: и ты будешь успешен, и твоя Родина станет сильнее».
В послевоенный период освоение целины, выплавка металла, плавка стали – все это происходило в центре восстановления народного хозяйства. Мы видели как преимущества, так и недостатки социализма. Одним словом, результаты семидесяти лет пребывания в составе Советского Союза не были в пользу нашей страны.
В начале XX века деятель Алаш Ахмет Байтурсынулы сказал: «Слава Аллаху, нас шесть миллионов». По официальной переписи царской России 1913 года, в Степном крае и Туркестанском крае проживало 5 миллионов 597 тысяч человек, не считая казахов. Следовательно, слова Ахана – неоспоримая истина. А спустя полвека, по переписи 1959 года в СССР, численность казахов в Казахстане сократилась до 2 миллионов 787 тысяч человек, составляя всего 30 процентов населения республики.
В 1989 году я был избран первым руководителем нашей республики. По данным последней переписи населения СССР, проведенной в том же году, доля казахов в Казахстане составляла всего 40,1%.
Молодежь нашей свободной страны должна знать, каким мучительным был путь к Независимости, через какие жертвы и испытания – национально-освободительное восстание 1916 года, гражданская война, две разрушительные волны голода, преследования и репрессии, Великая Отечественная война, последствия массовых переселений в годы освоения целины – мы пришли к ней. Это необходимо для того, чтобы чтить прошлое и извлекать из него уроки. Поэтому я говорю: «Независимость – это священная ценность, добытая кровью предков».
В течение тридцати лет я не дал своему народу быть униженным, не позволил ему быть растоптанным, вывел его в число передовых стран мира, в число 40 самых развитых стран мира. За эти годы сформировалось новое поколение, освоившее лучшие достижения мировой науки и культуры. Была построена новая столица. Я считаю это своим величайшим достижением и величайшим счастьем.
Мы, как говорил наш Абай ата, «шли не спеша, ступая уверенно». Благодаря этому мы опередили других во многих сферах и направлениях. Теперь я хочу остановиться на этом подробнее и представить вниманию народа некоторые факты, которые раньше нечасто озвучивались.
В 70-х годах прошлого века Советский Союз, огромная империя, вступил в сложный период, который историки назвали «застоем». Советская экономика, основанная лишь на утвержденных сверху планах и приписках, а также примитивная, поверхностная коммунистическая идеология привели развитие общества в тупик.
Я начал отчетливо осознавать тяжелое положение в экономике страны в период застоя в конце 70-х годов, когда занимал руководящую должность в Карагандинском областном комитете партии. А в 80-х годах, когда я был назначен на пост руководителя правительства Казахской ССР, ситуация была еще более усугубленной.
«Перестройка» М.С. Горбачева не принесла оживления обществу, погрязшему в застое, наоборот, она привела к многословию, массовым рекламным лозунгам. «Поворот», начатый в спешке без создания экономической базы, лишь усугубил накопившиеся проблемы и довел их до пика.
В мае-июне 1989 года состоялся I Съезд народных депутатов СССР, избранных в результате первых демократических выборов в СССР. В то время я был председателем Совета Министров республики. Пришлось открыто говорить о тяжелом положении в экономике огромного союза.
Если привести мое выступление в мае с трибуны Кремлевского Дворца съездов дословно, то я сказал следующее: «…Я, занимающийся практическими вопросами экономики по долгу службы, хочу сказать: сегодня мы не знаем реального положения дел в экономике страны. Подумайте сами: по данным Госкомстата СССР, производство продовольствия в стране растет, но полки пусты. Планы выполняются, а состояние экономики ухудшается. Почему? Таких «почему» стало слишком много. В конечном итоге, мы должны определить глубину экономического кризиса и найти четкий путь его преодоления.
План двенадцатой пятилетки был разработан на основе самых изношенных традиций застоя».
Конечно, М. Горбачеву, который каждый день трубил о «перестройке», «повороте» и даже «ускорении», не понравилось заявление о том, что «план двенадцатой пятилетки разработан на основе худших традиций застоя». Он даже попытался ограничить регламент. Но бурные аплодисменты в зале не позволили ему остановить меня.
Как говорится, «кто не рискует, тот не пьет шампанского», и, почувствовав, что больше нельзя медлить, я вынужден был рассказать о тяжелой ситуации, сложившейся в Казахстане: «Ведомственный произвол привел к тому, что наша республика, богатая сырьевыми ресурсами, пользующимися огромным спросом на мировом рынке, оказалась в тяжелом положении в своем социальном развитии, на грани экологического кризиса. Министерства, надевшие сапоги слона, зашедшего в посудную лавку, довели Арал до конца. Экибастуз задыхается от золы. Нефтедобытчикам от этого никакой пользы. Животноводы лишились пастбищ для различных полигонов, а о компенсации и речи нет».
Закончив свою речь и посмотрев в зал, я увидел, что лицо первого секретаря ЦК Компартии Казахстана Г.В. Колбина стало бледно-серым. Но в такие моменты, когда обсуждались интересы страны и судьба народа, нельзя было отступать.
В течение последних двух лет, когда Союз начал распадаться и его основы начали рушиться, сложившаяся ситуация еще более обострилась.
Позже исследователи назвали процесс, начавшийся в 1989 году, «парадом суверенитета», сначала Балтийские страны, затем продолжился на Кавказе, а затем охватил весь Советский Союз. К концу 1990 года все 15 республик, входивших в состав Союза, объявили о своем суверенитете, но 12 республик, кроме Эстонии, Литвы и Латвии, все еще оставались в составе Союза.
Сколько бы М. Горбачев ни боролся и ни пытался сохранить Союз, остановить дальнейшее распад СССР было невозможно. В следующем, 1991 году, 18-21 августа, произошел знаменитый «августовский путч». Это продемонстрировало всему миру беспомощность руководства Советского Союза. В результате, в августе-декабре 1991 года оставшиеся республики полностью объявили о своей независимости.
В тот момент, когда политическая напряженность достигла пика, противостояние Горбачева и Ельцина достигло предела, и в руководстве центра, основанном когда-то на железной дисциплине, царил разлад, даже одна единственная ошибка, допущенная Казахстаном, могла привести к невосполнимой трагедии.
Мы победили гнев разумом, спешку – терпением, всегда просчитывали последствия и выжидали. Мне нужен был общенародный мандат для более решительных действий. Таким образом, 1 декабря 1991 года состоялись первые в истории страны президентские выборы, на которых более 98% населения выразили свою поддержку. Это придало мне крылья и позволило действовать свободно.
Через 2 дня после выборов – 3 декабря – в Алматы прибыла большая делегация Европейского парламента во главе с М. Хоффом, которая пригласила меня, как вновь избранного Президента Казахстана, с официальным визитом в Брюссель. Это стало для нас большой поддержкой, поддержкой на международном уровне.
Мы подошли к последнему, решающему этапу подготовки к провозглашению Независимости. 8 декабря на встрече в Беловежской пуще Беларуси с участием Б.Н. Ельцина, Л.М. Кравчука и С.С. Шушкевича было объявлено о прекращении существования Советского Союза как «субъекта международного права и геополитической реальности». Я срочно вылетел в Москву для встречи с Ельциным, Кравчуком, Шушкевичем; такая встреча была запланирована заранее, но все трое приглашенных не явились, и встреча не состоялась.
После этого на пресс-конференции в Москве с представителями советской и зарубежной прессы я высказал свое мнение: «Необходимо признать независимость всех республик, входивших в состав СССР, и помочь им в кратчайшие сроки стать членами Организации Объединенных Наций».
12-13 декабря в Ашхабаде, обсудив ситуацию с лидерами среднеазиатских республик, мы сделали совместное заявление о готовности стать равноправными членами Содружества Независимых Государств. На следующий день наступил долгожданный день, и 14 декабря 1991 года на 7-й сессии Верховного Совета 12-го созыва был вынесен на обсуждение конституционный закон «О государственной независимости Казахстана».
Закон, предварительно проанализированный и изученный с участием ведущих юристов страны, должен был быть одобрен немедленно. К тому же, другие республики давно приняли подобные законы. Однако ситуация оказалась иной, чем мы ожидали.
Хотя вице-президент Е.М. Асанбаев присутствовал в зале Верховного Совета, я внимательно следил за обсуждением через связь из своего кабинета. Я до сих пор помню, как только была объявлена повестка дня, один депутат начал свой провокационный вопрос: «От кого и от чего мы собираемся получить независимость?! Неужели мы стремимся построить казахскую империю по образцу российской империи, которую мы сами разрушали 70 лет?»
Вскоре другой депутат поддержал его: «Мы обсуждаем вопрос о провозглашении независимого государства. Завтра утром половина из 17 миллионов населения – русскоязычное сообщество – окажется гражданами чужого государства. Товарищи, так нельзя поступать».
А на вопрос одного «народного избранника»: «Можно ли считать дискриминацией гражданских прав мое предложение о том, что Президентом Казахской ССР или Республики Казахстан может быть только казах?», депутат С. Сатаев напомнил, что в законе четко написано, что Пре