Для казахского народа главным жизненным достоянием является той. Неважно, какой это той, главное, чтобы люди веселились и радовались, ведь мы такой народ. Свадьба, той по случаю рождения ребенка, тусау кесер, кыз узату, тілашар, беташар, даже покупка машины или дома – все это поводы для тоя, главное, чтобы настроение было хорошее. Это можно назвать одним из наших традиционных обычаев, который продолжается уже тысячи лет и глубоко укоренился в нашем национальном менталитете. Мы не можем жить без тоя и даже стараемся его провести, влезая в долги. Ведь наши предки философски усвоили, что той – это один из ярких моментов в жизни человека, время веселья и радости. Даже когда два человека спорят друг с другом, словесно унижая друг друга, нам нет дела, для нас это большой праздник. Айтыс – это то, что заставляет наш народ забыть обо всем, и такие встречи превращаются в большой праздник благодаря нашей добродушности. Да, если говорить, то той и веселье казахского народа не кончаются. Возможно, это тоже хорошее качество жизни?! Но сегодня мы хотим поговорить не о тое, а о том, кто им руководит – Асаба.
Итак, какой бы той или собрание ни было, согласно нашим давним обычаям, им должен руководить один человек. Этот человек должен быть рассудительным, красноречивым, пользоваться уважением народа, находчивым и иметь высокий авторитет в обществе. В давние времена, когда ханы, султаны, бии, батыры проводили такие тои, они обязательно назначали человека, который будет вести и руководить им. Даже простой бедняк поручал проведение своего тоя человеку, имеющему авторитет в их кругу. Это традиция, которая продолжается и в наше время. Теперь мы называем человека, который руководит или ведет той, «Асаба». Почему Асаба? Это казахское слово или оно пришло из другого языка? Никто не задумывается над его значением. Это слово просто укоренилось в народе.
Итак, начнем наш рассказ издалека. В давние времена наши предки назначали двух человек для проведения любого тоя: одного, отвечающего за угощение, и второго, который увлекал и собирал всех присутствующих. Человек, ответственный за угощение, был тем, кто следил за приготовлением еды, определял, сколько тарелок мяса будет подано народу, и контролировал все на кухне. А кто же работает на кухне? Конечно, байбише, токал и сельские невестки. Должна быть женщина-руководитель, которая будет следить за их работой, координировать их, контролировать, что и в какой казан класть, сколько времени варить. На эту роль выбирали женщину старшего возраста, с большим жизненным опытом, повидавшую многое. То есть, в казахском языке старшую женщину называют «Апа». В основном, казахи называли «Апа» старшую сестру. Но это слово позже, означая старшинство, стало применяться и к старшей «Аже». Отсюда и пошло название «Ас апа» для человека, управляющего приготовлением еды и отвечающего за ее вкус и питательность, то есть «апа, управляющая едой и невестками». Когда жителям села нужно было что-то попросить для тоя или дома, им говорили: «Иди к Ас апа, попроси у нее». Это слово позже стало называться «Асаба» как прозвище человека, ведущего той. Как было сказано выше, слово «Апа» было присвоено управляющей едой. Это сформировалось из мысли, что она является «апа» для всех, так как на кухне могут работать ее младшие сестры, невестки, подруги. Какое красивое казахское слово – «Ас апа»?!
Теперь перейдем к человеку, который руководит тоем. В казахской традиции тоем всегда руководил мужчина. На эту роль выбирали опытного, много повидавшего, знающего и образованного человека, понимающего ценность слова и осведомленного о положении дел в народе. Как его называли? У него тоже должно было быть название? Да, название было – Тоғашы. Согласно давним традициям нашего народа, этот человек был обязан держать всех, и богатых, и бедных, на равных, не допуская дискриминации, и управлять ими. Если между бедным и богатым возникал конфликт, Тоғашы отвечал головой. Поэтому его работа была очень ответственной и тяжелой. Человека, который одинаково относился к двум слоям общества, богатым и бедным, не допуская разлада, и управлял, угождая всем, народ называл «Тоқ-ашты тойдырушы» (тот, кто насыщает сытых и голодных). Потому что он находил подход