Фото: Сайлау Майлыбаев
Сенатор Закиржан Кузиев направил депутатский запрос, требуя провести проверку национальной компании «Қазақстан темір жолы» и вызвать министра транспорта перед депутатами палаты, сообщает агентство Kazinform.
«К сожалению, несмотря на все усилия Правительства и руководства КТЖ, мы не смогли повысить эффективность железнодорожного холдинга. Более того, в последние годы в данной сфере накопился ряд серьезных проблем. Железнодорожная сеть по всей стране развивается недостаточно. Растет износ основных фондов, наблюдается дефицит подвижного состава для пассажирских перевозок, снижается качество сервиса. В настоящее время парк «ҚТЖ» насчитывает 2228 вагонов. Из них 776 вагонов, или 35%, имеют «возраст» более 28 лет. Средний износ пассажирских вагонов составляет 53%, грузовых вагонов – 55%, а локомотивов – более 67%. Эта проблема резко снижает привлекательность транзита через Казахстан, вынуждая соседние страны искать альтернативные маршруты», — начал он свой запрос.
По его словам, в начале октября сенаторам пожаловалась Ассоциация национальных экспедиторов.
«В своем обращении они отметили, что компания «ҚТЖ-Грузовые перевозки» отказывается согласовывать основные и дополнительные планы экспортных и транзитных перевозок. При этом планы собственных экспедиторов, таких как «Кедентранссервис» и «KTZ Express», реализуются беспрепятственно», — говорит депутат.
Сенатор напомнил, что Агентство по защите и развитию конкуренции также выявило, что КТЖ предоставляет ряд преимуществ своим «собственным» компаниям.
«По результатам анализа видов деятельности КТЖ антимонопольный орган установил, что из 424 видов деятельности согласованы только 81, то есть 19%. Таким образом, своими действиями КТЖ нарушает многолетнюю технологию экспортных перевозок и создает неравную конкуренцию.
Также отмечается неэффективность планирования и управления движением на магистральной сети. С начала года более 400 составов остались застрявшими в пути. Уровень автоматизации в отрасли в целом