Фото: abai.kz
В настоящее время стало обычным явлением, когда люди не могут отличить знак от символа, символ от знака, знак от герба, герб от төлтаңба, төлтаңба от эмблемы, эмблему от логотипа, логотип от брендбука, брендбук от леттеринга, леттеринг от бренда, бренд от брендинга, и используют их вместо друг друга. Однако они не являются взаимозависимыми и не могут использоваться вместо друг друга. Конечно, у них есть что-то общее в дизайне и цвете. Теперь давайте остановимся на каждом из них по отдельности.
Знак – это надпись, высеченная на поверхности камня, а символ – это изображение, высеченное на поверхности камня. Знак мгновенно превращается в букву, а символ не подчиняется этому. Знак просто оставляют как надпись, а символ нельзя размещать где попало и топтать ногами. Знак – это код, который идентифицирует и характеризует каждую страну, а символ – это святыня (тотем). Святыня – это происхождение народа, дух предков, который оберегает и защищает. Дух – это ие! Наши предки, нападая на врага, отправляясь в путь, сталкиваясь со стихийными бедствиями, приступая к государственным делам и т.д., обращались к своему ие, прося силы. Ие был в облике грозного животного или свирепого зверя (Кабанбай, Болтирик, Борибай, Каршыга, Байбарыс, Байбарак и др.). Раньше, когда человек болел, ему желали не «выздоровления», а «чтобы ие был с тобой». Считалось, что человек, у которого есть ие, не болеет. Верили, что болезнь приходит, когда человек теряет своего ие. Ие пришел к казахам через родословную. Понятие знатности происходит отсюда.
Знак – это неустойчивое, субъективное понятие, подобное силуэту, тени, миражу. Например, издалека вы видите какой-то вертикальный силуэт и принимаете его за что-то длинное, думая, что это человек, лошадь или верблюд. При приближении оказывается, что это одинокое дерево. Говоря о повседневных делах, мы говорим, что это знак добра или знак беды. Но мы не можем с уверенностью сказать, какой именно. Изначально герб, флаг, гимн Казахстана назывались «государственными знаками». Когда в 1992 году был объявлен конкурс, Президент Нурсултан Назарбаев собственноручно вычеркнул термины «герб», «гимн», «символ», которые использовались в документах, и вместо них написал «елтаңба», «әнұран», «нышан». Согласно Постановлению Правительства Республики Казахстан от 19 октября 2006 года №1007 был принят Конституционный закон Республики Казахстан «О государственных знаках Республики Казахстан». 4 июня 2007 года в Конституционный закон Республики Казахстан «О государственных символах Республики Казахстан» №258 были внесены изменения и дополнения. На основании Конституционного закона Республики Казахстан от 7 апреля 2008 года №56 все слова, относящиеся к «знакам» в заголовке и тексте, были заменены на «символы». Соответственно, слова «нышандары», «нышандарының», «нышандарын», «нышандарына» стали писаться как «рәміздері», «рәміздерінің», «рәміздерін», «рәміздеріне». Таким образом, слово «символ» стало официальным языком документов и языком Конституционного закона. Теперь, в соответствии с указанным Законом, название «региональные знаки» административно-территориальных единиц Казахстана (регион, населенный пункт) должно быть заменено на «региональные символы». Это связано с тем, что административно-территориальные единицы Казахстана являются составной частью государства. В связи с этим, геополитические геральдические знаки, определяющие государственность государства, будет юридически корректно называть «символами». То есть, как государственные знаки были названы государственными символами, так и региональные знаки должны называться региональными символами. Определяющие слова «государственные», «региональные» здесь указывают на статус символов и показывают, что они приведены в определенную систему. Например, государственные символы – это республиканский уровень, а региональные символы – это областной, городской, районный, сельский окружной уровень.
Төлтаңба – это «региональный символ», отражающий политико-экономический потенциал, культурно-духовный мир, историко-этнографическое пространство, социальное развитие, экологическую флору и фауну, природный ландшафт, полезные ископаемые, особенности географического положения, стремление жителей к светлому будущему сельских округов, районов, городов, областей и городов республиканского значения, а также связывающий местную власть и народ. Төлтаңба определяет новую стадию развития сельских округов, районов, городов, областей и городов республиканского значения и повышает авторитет региона. Например, если герб – это государственный символ, то төлтаңба – это региональный символ. Теперь остался только один вопрос. Это юридическое закрепление термина төлтаңба с лингвистической точки зрения. Корень слова