Недавно в духовном пространстве произошли два важных события. Первое – конференция муфтията в Туркестане, который объявил 2024 год «Годом ценностей религии и традиций». Второе – специальное собрание на эту же тему, организованное газетой «Egemen Qazaqstan». Поскольку я не смог принять участие в обоих мероприятиях по разным причинам, я решил представить статью, которую можно рассматривать как размышления представителя общины или взгляд представителя гражданского общества на актуальную проблему развития нации.
Нильс Бор сказал: «Противоречие простой истине – ложь. Но глубокой истине может противоречить другая глубокая истина». Религия, вера и традиции – это пространство глубоких истин. Однако в современном казахском обществе среди граждан с разным уровнем подготовки активно идут дискуссии на тему религии и традиций, их точек соприкосновения и противоречий.
Это закономерное явление, обусловленное развитием нации и особенностями времени. Во-первых, нация, едва не утратившая свою религию и традиции в результате идеологического давления в составе империй на протяжении длительного времени, нуждается в прочной культурной опоре и четком духовном ориентире, чтобы выдержать испытание глобализацией и достойно пройти через жернова времени. Во-вторых, главная особенность современности заключается, с одной стороны, во влиянии новых технологий и искусственного интеллекта на жизнь человека, а с другой – в описании мира как изменчивого, хрупкого, непредсказуемого и тревожного, что передается английским акронимом BANI.
Как показывает история человечества, вооружение новыми технологиями требует нового уровня ответственности. Самый яркий пример – ядерные технологии. При правильном использовании они приносят огромные блага, а при неправильном – могут привести к катастрофе. То есть, по мере совершенствования технологий и вооружения ими человечества, стоимость правильных или неправильных решений растет, и значение культуры и духовности будет только возрастать. С другой стороны, в мире BANI важность ценностей и воспитания становится все более очевидной для того, чтобы не отклоняться от стратегического направления развития, то есть от пути человечности. В этом отношении мы еще раз склоняем голову перед мудростью и дальновидностью нашего великого предка аль-Фараби, который тысячу лет назад говорил о необходимости параллельного развития образования и воспитания.
Если мы обратимся к истории развитых стран, то увидим, что принципы религии, которых придерживались их предки, и основанные на них этика и мораль сыграли огромную роль в становлении государства и развитии общества. Кроме того, неписаные обычаи и традиции также играли особую роль в формировании общих правил совместной жизни. В социологии, экономике и политологии они, наряду с религией, называются неформальными институтами. Влияние этих институтов на развитие общества, принятие решений и поведение людей в последние годы глубоко изучается. Ярким примером является проект «Исследование мировых ценностей» (World Values Survey), который проводится с 1981 года. Это масштабное исследование охватывает около 100 государств. Его 6-я волна (2011 год) и 7-я волна (2018 год) проводились и в Казахстане.
В последние годы отечественные ученые также активизировали исследования в этом направлении. Ведь упомянутая эволюция, безусловно, касается и нас. Два года назад прошла конференция юристов. Один ученый выступил с докладом, в котором утверждал, что истоки законов и правил в нашей истории начинаются с «Каска жолы» хана Касыма, «Ескі жолы» хана Есима и «Жеті жарғы» хана Тауке. В связи с этим я сказал: «Тогда по каким правилам жило казахское общество до «Каска жолы» хана Касыма? Безусловно, это были ясы Чингисхана, исламское законодательство, пришедшее за несколько веков до этого, и национальные традиции, формировавшиеся на протяжении тысяч лет. Все это – источники трех сборников законов Казахского ханства, упомянутых выше». То есть, наши великие бии, чьи имена золотыми буквами вписаны в историю, также учитывали все это при принятии решений.
Как сказал великий Абай: «У традиции есть передовое, есть и устаревшее», каждая нация, каждое общество время от времени избавляется от обычаев и правил, препятствующих его развитию. В развитии государства это осуществляется через эволюцию законов.
150 лет назад один американский мудрец сказал: «Закон должен быть как сшитая одежда для растущего человека: если он слишком тесен, он будет стеснять тело и препятствовать росту, но если он будет слишком свободен, человек может споткнуться и упасть». Принципы и правила мировых религий, ниспосланных в священных книгах, стали духовной основой для вывода человеческого развития на новый уровень, охватив почти все сферы жизни, по сравнению с дорелигиозными верованиями. В то же время мировые религии сыграли решающую роль в формировании основ морали и этики в цивилизациях, определяемых границами распространения этих священных книг.
В этом контексте стоит отметить, что исламское законодательство в свое время было систематизировано и подробно записано. В связи с этим считаю необходимым перевод на казахский язык книги Бурхануддина аль-Маргинани, ученого из Центральной Азии XII века, «Аль-Хидоя». Ведь из содержания этой книги мы можем увидеть, насколько всеобъемлющим было исламское законодательство в период с VII по XII век. Например, уже в те времена существовали сложные нормы, такие как отношения между владельцем капитала и управляющим, трудовые споры, права женщин и имущественные права.
Вероятно, важную роль сыграла и всеобъемлющая система, способная дать ответы на многие вопросы, волновавшие людей, при принятии ими этих мировых религий, исповедуя различные верования.
Говорят, что основное отличие религии от философии и науки заключается в ее незыблемых принципах и основах. Однако, учитывая, что религия является феноменом, служащим развитию человечества, всегда важен вопрос о том, какие ее принципы следует выдвигать на первый план и отдавать им приоритет на каждом этапе развития, и как обеспечить их соответствие традициям и общечеловеческим ценностям. Здесь я говорю не о глубоких философских, мировоззренческих, метафизических концепциях, обсуждаемых между религиозными деятелями и учеными, о чувствах от любви до ненависти, о безднах, охватывающих мир этот и мир иной. Речь идет о проповеди и наставлении среди широких масс.
Разница между обществом тысячелетней давности и современным уровнем человечества огромна. Сегодня каждый человек может получать информацию и видеть события и явления, происходящие в мире, через интернет в режиме реального времени. Одновременно с этим объем знаний ежегодно увеличивается в геометрической прогрессии. Новые технологии вносят удивительные изменения в жизнь. То есть, средства, улучшающие жизнь и открывающие глаза, и информация растут с огромной скоростью. Но каковы пути передачи религии и традиций, обычаев, воспитания, составляющих основу пробуждения души, в соответствии с этими быстрыми изменениями, с требованиями и желаниями нового поколения? Какие направления незыблемых основ религии нам следует приоритезировать? Как следует доносить точки соприкосновения религии и традиций? Какие традиции являются передовыми? При поиске ответов на эти вопросы нам следует глубоко вникнуть в историю всего мира и в наш собственный путь и извлечь уроки.
Любой человек, осведомленный об эволюции человечества, знает, что вера в существование и единство Творца, который наблюдает и оценивает каждое ваше действие и намерение, и что наступит день, когда вы будете отчитываться перед Ним за свои дела в этом мире, на протяжении многих веков спасала массы от разврата и скотства.
Во всех так называемых развитых странах принципы жизни, вытекающие из этой веры и проясненные в священных писаниях, впоследствии постепенно нашли свое отражение как в законах, так и в обычаях и традициях. Хотя уровень религиозности в этих обществах снизился, эти принципы, впитавшись в законы и традиции, до сих пор выполняют регулирующую функцию как основа общих правил жизни. Приведу несколько примеров в связи с этим.
Первое. Двадцать лет назад я обменялся мнениями по этому вопросу с одним норвежцем. Норвегия, как и Казахстан, является страной, богатой нефтью и газом. По уровню жизни населения она занимает одно из ведущих мест в мире. Тем не менее, о норвежских богачах не слышно никаких негативных историй. Не встречается информации о том, что они занимаются расточительством и показухой. Нет сообщений о том, что их король, его семья, члены правительства покупают роскошные дворцы в Швейцарии, Лондоне, Монако. На вопрос о причине этого норвежец ответил так: «В нашей конституции евангелическое христианство признано государственной религией. В начальной школе учат: «Путь в рай – через труд». Говорят, что у человека, добившегося успеха своим трудом, вероятность попасть в рай снижается, если он занимается расточительством и показухой. Это влияет и на наш образ жизни».
Второе. В своей работе «Протестантская этика и дух капитализма» Макс Вебер, известный немецкий ученый, оказавший большое влияние на развитие государственного управления и социологии в XX веке, приводит яркие доказательства влияния религиозной этики на экономическое развитие.
Третье. Институциональные экономисты считают, что новое толкование позиций Ватикана по вопросам труда, богатства и бедности на всемирном