Фото из открытого источника
Национальный проект «Качественное образование – Образованная нация» в Казахстане был принят в 2021 году с целью повышения качества образования. Однако правительство Республики Казахстан, не дожидаясь завершения проекта в 2025 году, приняло решение о его упразднении с 1 января 2024 года. В связи с этим портал Ult.kz попытался найти ответ на вопрос, укрепил ли данный проект систему образования.
Первой целью данной программы было обеспечение доступности и качества дошкольного воспитания и обучения. Сеть организаций дошкольного воспитания (ДВО) в системе дошкольного воспитания и обучения ежегодно растет. Велась работа по развитию сети дошкольных учреждений путем размещения государственных заказов через ваучерное финансирование по принципу «деньги на ребенка». К 2025 году планировалось обеспечить охват 95% детей в возрасте от 2 до 6 лет и 100% детей в возрасте от 3 до 6 лет.
Второй целью было повышение качества среднего образования: сокращение разрыва в качестве образования между регионами, городскими и сельскими школами в Казахстане (PISA).
В рамках реализации этой задачи были приняты комплексные меры по выравниванию качества образования между областями, городскими и сельскими школами, школами с разным языком обучения. Реализованы программы восстановления знаний, внедрена система поддержки и развития школ с низкими показателями.
Третьей целью было обеспечение школ комфортной, безопасной и современной образовательной средой. Для сокращения дефицита и перехода к одно- и двухсменным школам до 2025 года планировалось построить 1000 школ. Четвертой целью было обеспечение доступного и качественного технического и профессионального образования, а пятой целью – повышение конкурентоспособности казахстанских вузов. В системе высшего образования 32 из 106 негражданских вузов (30%) реализуют совместные образовательные программы и программы двойных дипломов.
Самой большой проблемой казахстанского высшего образования является отсутствие конкурентоспособных вузов в областных центрах. Сегодня старые и новые столицы привлекают сильных студентов со всей страны. Это свидетельствует об увеличении экономического, социального, культурного разрыва между центрами и регионами.
После получения финансирования большинство руководителей приступают к обновлению инфраструктуры университетов. Легче сообщить о видимых изменениях в виде новых зданий и общежитий, чем об увеличении человеческого капитала с меньшими материальными затратами. Региональным университетам сложно конкурировать на рынке труда преподавателей и развивать свои научные школы. Поэтому большинство из них выбирает путь наименьших затрат – инвестировать в обновление инфраструк