Фото: Basnews.kz
Постановлением Правительства от 13 июня 2024 года в Концепцию развития дошкольного, среднего, технического и профессионального образования Республики Казахстан на 2023-2029 годы внесены изменения, сообщает Ult.kz.
В частности, в документе отмечается, что по данным Национального бюро статистики, к 2027 году численность казахстанских детей ожидается до 8 миллионов. С ростом числа детей возрастает и риск увеличения проблем, которые будет нести общество.
В Концепции меняется подход к ряду направлений государственной политики в сфере образования.
Направление 1. Детский сад – зона комфорта и развития
Поправки предусматривают, что детский сад должен стать зоной комфорта и развития для детей.
С этой целью будут разработаны механизмы взаимодействия детского сада и родителей в части гарантии целевого и эффективного использования государственных средств. Будет разработан механизм повышения ответственности родителей детей, получивших образовательную путевку.
Будет проработан вопрос создания ведомственных (корпоративных) дошкольных организаций при крупных организациях по моделям Google и Apple.
Для обеспечения преемственности содержания, подходов в обучении и воспитании детей младшего возраста будет синхронизирована работа дошкольных организаций и начальных школ. На каждом этапе будут учитываться задачи, потребности и возрастные возможности детей.
На основе карты развития ребенка будет определяться его индивидуальная траектория обучения, а также психологическая и эмоциональная готовность к школе, после чего будет осуществлен переход в начальную школу с обеспечением конфиденциальности персональных данных. Приемные испытания для зачисления в школы проводиться не будут.
Для детей, которые по разным причинам не посещали детский сад или, по мнению учителя и родителей, не готовы к школе, но достигли возраста поступления в 1 класс, в школах будут применяться адаптационные программы.
При этом будут разрабатываться и реализовываться персонализированные образовательные программы с использованием искусственного интеллекта в соответствии с возрастными особенностями детей.
В рамках обобщения передового педагогического опыта педагогов эффективным методом станет разработка интерактивных обучающих игр и приложений на основе искусственного интеллекта, которые помогут развивать когнитивные навыки, логику, лингвистическое и математическое мышление. Использование технологий на основе искусственного интеллекта в учебном процессе позволит отслеживать ход развития каждого ребенка, выявлять его сильные и слабые стороны, а также определять области, требующие дополнительной поддержки.
Кроме того, в дошкольных организациях, где обучение ведется на русском и других языках, будет обеспечена языковая обучающая программа на казахском языке. Для развития языковых компетенций в каждой возрастной группе будет формироваться необходимый словарный запас на казахском языке в течение всего дня. Это позволит детям с малых лет осваивать и использовать повседневную лексику, словосочетания и целые фразы на казахском языке, обучая ребенка не только пониманию, но и интонации казахской речи. Вместе с языком ребенок будет впитывать культуру и традиции казахского народа, тем самым программа будет формировать казахскую идентичность наших маленьких граждан.
Направление 2. Каждая школа – лучшая школа
В целом, сохранятся структурные основы действующих Государственных общеобразовательных стандартов, учебных планов и программ. Вносятся изменения в содержание учебных целей и ожидаемых результатов по учебным предметам. Государственные стандарты начального, основного среднего и общего среднего образования предусматривают ценности, интегрируемые в систему учебных целей, и долгосрочный план реализации типового учебного плана по каждому предмету. Особое внимание уделяется реализации многоязычного образования, обеспечивающего поэтапное и уровневое освоение казахского, русского и иностранных языков в содержании.
С целью повышения качества освоения казахского языка, а также для ускоренного включения в учебный процесс детей, не владеющих казахским языком, планируется внедрение программы раннего освоения казахского языка на экспериментальной основе в школах. Программа прошла апробацию на базе интеллектуальных школ, разработаны учебники и учебно-методические комплексы.
На основе системного контроля процесса реализации учебных программ будут проводиться мониторинговые исследования и широкомасштабные консультации с педагогической общественностью до и