Фото: facebook.com
26 февраля на пленарном заседании Мажилиса в первом чтении был рассмотрен проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам культуры и образования». Данный законопроект депутатам Мажилиса представил председатель Комитета по социально-культурному развитию Мажилиса Асхат Аймагамбетов, сообщает Ult.kz.
Данная инициатива была выдвинута депутатами Парламента в прошлом году и внесена на рассмотрение Мажилиса 18 января того же года. Асхат Аймагамбетов в своем докладе отметил, что целью законопроекта является дальнейшее совершенствование законодательства в сфере культуры и образования.
Законопроект охватывает такие актуальные вопросы, как поддержка талантливых учащихся, проблема ономастики, введение карты «Ақылман», развитие библиотечного фонда и поддержка книгоиздания, проведение образовательных и культурных мероприятий в библиотеках, классификация вузов, поддержка выпускников вузов, дошкольное образование, получение рабочей профессии во время обучения в школе, обеспечение прозрачности штатной структуры в организациях образования.
Как изменится порядок присвоения имен лиц частным организациям образования?
Асхат Аймагамбетов отметил в качестве одного из важных направлений законопроекта введение порядка согласования с ономастической комиссией процесса присвоения и изменения имен лиц частным организациям образования.
«В последние годы увеличилось количество частных образовательных учреждений, и, соответственно, участились случаи присвоения им имен различных лиц без какого-либо официального согласования. Некоторые факты вызвали резонанс в обществе. В связи с этим теперь частные образовательные организации перед присвоением имен лиц будут обязаны получить официальное одобрение областной ономастической комиссии. То есть, они будут проходить ономастические процедуры, как и государственные организации образования», – сказал депутат.
В ходе работы над законопроектом были внесены нормы, касающиеся осуществления единовременных выплат победителям и призерам международных конкурсов научных проектов, а также педагогам, подготовившим их.
Ранее такие выплаты получали только победители международных предметных олимпиад. Данная норма направлена на поддержку одаренных детей и их учителей. О необходимости ее введения Президент Касым-Жомарт Токаев говорил на форуме депутатов маслихатов в октябре 2024 года. Максимальная выплата для учащихся этой категории может составить 1500 МРП или около 6 миллионов тенге.
«Данная норма направлена на выполнение поручения Главы государства по поддержке одаренных детей. Теперь в рассматриваемом нами законопроекте введена норма о выплате единовременного вознаграждения тем одаренным детям и учителям, которые их подготовили. Мы считаем, что эта мера важна для развития научного потенциала молодежи и стимулирования талантливых учащихся», – сказал А. Аймагамбетов.
Согласно новой норме, предлагается освободить от обязательного возмещения государственного образовательного гранта выпускников высших учебных заведений, получающих государственное пособие, воспитывающих ребенка с инвалидностью, а также ухаживающих за лицом с инвалидностью первой группы.
Парламентарии в рамках внесения изменений в законопроект по вопросам культуры и образования одобрили норму, позволяющую детям, прошедшим дошкольную подготовку, оставаться в детском саду до 31 июля. Ранее родители жаловались на то, что их детей после достижения 6 лет забирают из детского сада, и они не могут пойти в школу до начала учебного года.
Также библиотеки смогут оказывать услуги по проведению образовательных и культурных мероприятий. Об этом также подробно рассказал Асхат Канатұлы в своем докладе.
Отдельный блок поправок посвящен развитию отечественной литературы и книгоиздания, поддержке и сохранению библиотечного фонда в культурно-просветительских организациях.
«В законопроекте имеется норма о предоставлении государственным библиотекам права проводить образовательные и культурные мероприятия на платной основе, тем самым изыскивая дополнительные средства. Это изменение позволит укрепить роль библиотек не только как мест хранения книг, но и как