Фото: Из личного архива Алияра Нурадила
Алияр Нурадил, актер Алматинского государственного театра кукол, начинающий режиссер, — один из представителей молодого поколения, оттачивающих свое мастерство. Сегодня он не только как актер, но и как режиссер определяет свой путь и находит дорогу к сердцам зрителей через постановки для детей.
Творчество молодого дарования основано на искренности и ответственности, поиске и новаторстве. Алияр Нурадил — один из тех молодых людей, кто выбрал такой сложный путь и оправдывает доверие детской аудитории.
В ходе беседы он рассказал о своем первом режиссерском опыте, поисках на сцене и планах на будущее.
— Как вы передаете зрителям искренность кукол, которыми играете?
— Поскольку оживление куклы — долгий процесс, я сначала пропускаю это через себя, а затем вкладываю в куклу. К каждой роли я отношусь с большой ответственностью. Маленького зрителя обмануть невозможно. Они сразу замечают фальшь. Если взрослый человек сможет смотреть на жизнь глазами ребенка, то и играющая кукла будет выглядеть искренне. Оживить неодушевленный предмет непросто, и это требует большой ответственности.
— В какой постановке вы впервые были ассистентом или помощником режиссера?
— Американское произведение Эрнеста Хемингуэя «Старик и море» было поставлено Диной Жумабай в новом, оригинальном ключе и с глубоким подтекстом. Моя первая работа в качестве помощника режиссера была именно тогда. Поскольку я никогда раньше не работал помощником режиссера, я впервые увидел процесс постановки не как актер, а как режиссер. Возможно, именно после этого процесса я позже попробовал себя в качестве самостоятельного режиссера. Тем не менее, это была работа, которая позволила мне набраться опыта. Я почувствовал и пережил, насколько велика ответственность за правильный выбор музыки, постановку света, работу с актерами, оживление каждой куклы и сам процесс постановки. Я верю, что постановка с глубоким, скрытым смыслом, прославляющая человеческие качества, понравилась зрителям.
— Расскажите о вашем спектакле «Мамонтенок, ищущий маму», где вы выступили в качестве полноправного режиссера. Есть ли разница в подготовке к спектаклю как режиссера, а не как актера?
— «Мамонтенок, ищущий маму» — моя первая полноценная режиссерская работа. В 1980-х годах вышел мультфильм под названием «Мамонтенок». Автор этого мультфильма написал сценарий и пьесу по мотивам сказки-мультфильма. Мы объединили эти три версии и создали новое произведение. У этого мультфильма тоже своя история. Дина Непомнящая написала сценарий в связи с находкой настоящего мамонта в 1981 году. Мы