Недавно одна новость всколыхнула корпоративный сектор: Умирзак Шукеев, возглавлявший фонд «Самрук-Казына» шесть лет, назначен заместителем премьер-министра. Как это повлияет на руководство национальных компаний, мы можем пока только предполагать. А сейчас давайте вспомним, какими изменениями запомнился бывший глава Национального фонда благосостояния.
«Он пришел в фонд шесть лет назад с должности заместителя премьер-министра — за это время изменился и он сам, и фонд: фонд шестилетней давности и нынешний фонд — это две совершенно разные компании! Шукеев шестилетней давности и нынешний Шукеев — это совершенно разные люди! За эти годы сделано очень много — об этом много говорилось, и я уверен, что будет говориться и дальше», — написал после назначения Умирзака Шукеева управляющий директор «Самрук-Казына» Нурлан Рахметов в своем блоге.
Действительно, за годы руководства Умирзак Шукеев прошел путь от государственного управленца до менеджера фонда международного уровня. А «Самрук-Казына» выбрал в качестве ориентиров крупнейшие суверенные фонды — сингапурский Temasek и малайзийский Khazanah.
Приход Умирзака Шукеева к руководству «Самрук-Казына» совпал с переориентацией стратегической деятельности фонда. Тогда в первую очередь компании и фонд избавились от непрофильных активов — банков второго уровня, вернув их в конкурентную среду.
Говоря о первых достижениях в цифрах, в 2012 году была начата трехлетняя программа по снижению убытков в Фонде и портфельных компаниях. В результате убытки группы были сокращены на 150 млрд. тенге, затем была внедрена автоматизированная система закупок, позволившая сэкономить 180 млрд. тенге. Проект корпоративного казначейства дал экономический эффект в 90 млрд. тенге. Все это — инициативы первых лет руководства Шукеева, а теперь впереди — трансформация, которую продолжит новый руководитель.
За последние годы внешний долг фонда сократился в 2 раза, а количество компаний в структуре группы — с 600 до 315. Сам фонд в 2016 году претерпел значительные изменения: были сокращены должности заместителей председателей правления, изменилась структура, пришли новые люди.
Кодекс корпоративного управления был разработан и внедрен на основе принципов ОЭСР. Главной ценностью в фонде была признана меритократия — равные возможности для всех.
«Конечно, еще предстоит сделать многое — столь глубокие изменения таких фондов занимают десятилетия! А трансформация будет продолжаться до тех пор, пока менталитет и культура высшего руководства всех компаний фонда не изменятся по-настоящему. Теперь пути назад нет — это тоже одно из достижений Шукеевского периода деятельности фонда», — резюмировал в своем блоге Нурлан Рахметов.